alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

10 точек. Фотоувеличение (Blowup, 1966)

Шестидесятые. Лучшее время в истории музыки и, возможно, лучшее в истории кино.

Микеланджело Антониони и его первый неитальянский фильм "Фотоувеличение".

Снова очень спойлерно, но прогрессивные киноманы и без меня сюжет знают прекрасно.



МакЛыди: Для начала, чтоб все твои сомнения изгладить. Фильм считают одним из самых непонятных из всех, что сняты в XX веке. Поэтому если ты переживаешь по этому поводу - не стоит.
Лена: Мне он просто не понравился. Я ждала, когда он закончится. Главный герой раздражал. Такая интересная задумка с фото убийства воплотилась в нудное кино. Даже обидно.
МакЛыди: Какого убийства?
Лена: Ну мужика в парке.
МакЛыди: А почему ты думаешь, что было убийство?
Лена: Ну труп был.
МакЛыди: Нет.
Лена: Эм, тогда я совсем ничего не поняла.
МакЛыди: Не поняла или не хотела понять?
Лена: Сложно ответить.
МакЛыди: Давай по порядку. Чем так раздражал герой?
Лена: Да так сразу и не скажешь. Ну вот просто неприятен человек и всё.
МакЛыди: Я могу сделать предположение. Тем, что кричал на моделей, которые себя как рыбы в аквариуме вели?
Лена: Нет. Его поведение... Он понял, что произошло убийство и так себя вёл.
МакЛыди: Давай до конца рассмотрим твою точку зрения. Произошло убийство. Он рассматривает труп на фото, потом даже сам его видит. Что по-твоему должно было произойти дальше?
Лена: Он должен был в полицию пойти. Человека ж убили... А он его сфоткать хочет. Так, что сразу без камеры пошёл.
МакЛыди: Полиция приезжает, говорит спасибо за бдительность, он едет домой. Фильм заканчивается?
Лена: Я ждала от этого фильма детективную линию.
МакЛыди: Ну так это проблемы твои, а не фильма.
Лена: Наверное.
МакЛыди: Ты же немало смотрела детективов в жизни. На каком этапе в них происходит убийство?
Лена: В начале.
МакЛыди: А в сегодняшнем?
Лена: В середине.
МакЛыди: И это никак тебя не натолкнуло на мысль, что ты смотришь совершенно не детектив? И труп здесь иную функцию выполняет.
Лена: Какую?
МакЛыди: Я хочу, чтобы ты сама догадалась. Но для этого должен дать подсказки. Ты не еврейничай, отвечай на мой вопрос.
Лена: Да я не знаю, правда.
МакЛыди: Хорошо. Ну тебе не понравилось, что он не вызвал полицию. А до того что он не так сделал, что взбесил?
Лена: Не понравилось само отношение к смерти.
МакЛыди: Никакого отношения к смерти в фильме нет.
Лена: До этого он не раздражал. Даже симпатия была, как к художнику. Фото его живые в альбоме.
МакЛыди: Не раздражал, но и эмпатии никакой не вызывал? Как к художнику - уже хорошо. Фильм классно показывает искусство фотографирования и индустрию. Я тоже проникся.
Лена: Ну вот.
МакЛыди: Но есть и ещё один момент, он куда важнее.
Лена: Операторская работа очень понравилась, музыка. Какой момент?
МакЛыди: И тут я задам стандартный вопрос - о чём кино? Подсказка - ответ в одно слово.
Лена: Сложный вопроос. Фото?
МакЛыди: Не, фильм о фотографии не стал бы классикой.
Лена: Призвание?
МакЛыди: Тоже нет. Это фильм об Одиночестве.
Лена: Ну я бы не подумала так совсем.
МакЛыди: И отсутствие эмпатии с твоей стороны, предполагаю, вызвано тем, что для тебя тема одиночества довольно далека.
Лена: Каждый одинок по-своему, кто-то больше, кто-то меньше.
МакЛыди: Ты заметила, что ни один человек не назвал главного героя по имени?
Лена: Пока ты не заострил внимание на этом, нет.
МакЛыди: Есть одиночество бытовое, а есть душевное. Фильм о втором, ты же понимаешь.
Лена: Конечно.
МакЛыди: Антониони, режиссёр, и его мастер-оператор, первую половину фильма максимально работают над тем, чтобы показать, НАСКОЛЬКО одинок их герой. Обычный проезд на машине из офиса до магазина снимают 4 (!) камеры. Это фантастика, это такой перфекционизм, что сложно себе представить. Герой - да, злой, озлобленный на всех.
Лена: Я восприняла это как красоту свободы.
МакЛыди: Но его эдакая суровость кроется в абсолютном, тотальном одиночестве. Он что-то делает, что-то снимает, с кем-то общается, постоянно зациклен на работе. Но ЧУВСТВУЕТ ли он хоть что-то? Нет.
Лена: Я думала это всё из-за перфекционизма.
МакЛыди: Тут главные подсказки - его телефонный разговор с "женой". Всякие внезапные ускорения и замедления, попытка хоть как-то уловить дух жизни. Сломанная гитара, отвоёванная у кучи поклонников, и выкинутая за ненадобностью. Такой же ненужный пропеллер, купленный лишь для того, чтобы хоть немного почувствовать себя живым. Но всё тщетно. Несмотря на обилие дум в голове и тягу к прекрасному, главный герой теряет себя. Лишь плывёт по течению, вместо того, чтобы жить. И тут в сюжете появляется этот самый труп. Это уже серьёзно - занимаясь привычным делом, он, возможно, стал свидетелем преступления. И этот самый труп - единственное, что разжигает в нём тягу к жизни. Происходит некоторое подобие детектива, когда он пытается рассмотреть фото, сфотографировать снова, поговорить со свидетелями. Докопаться до правды, в общем. Конечно, нормальный человек тут же позвонил бы в полицию. Но он не нормальный человек. В тяжбах своего бесконечного одиночества он понемногу начал сходить с ума, и ему жизненно важно попытаться самому понять, как так вышло, что в свете дня посреди парка лежит застреленный человек. Но есть и ещё одна причина, почему он ведёт себя именно так. Потому что он сам себе не верит.
Лена: Как это понимать? Не уверен в том, что видел?
МакЛыди: На фото неточный силуэт, а приехав в парк, он остервенело смотрит на труп, но даже прикоснуться к нему боится. Боится разрушить то немногое, что вызвало в нём тягу к жизни. И это самое прикосновение снято так, что не даёт чёткого ответа, есть труп или нет. Он летит к своему единственному, как ему кажется, другу. ЧУВАК, Я НАШЁЛ ТРУП, МНЕ НУЖНО ЕГО СФОТОГРАФИРОВАТЬ. Прося помощи, потому что вера слаба. Есть труп, или это лишь видение в больном мозгу. А другу похуй. Он курит шмаль, окружён доступными женщинами и совершенно не слушает то, что ему говорят. И в этот момент герой окончательно понимает, что его одиночество окончательно его сожрало, и никакого выхода нет. Он снова отправляется в парк. Ничего там не обнаруживая, понимает, что ничего и не было. А между тем начинается новый день (все предыдущие события уместились в 1 сутки). И этот день начинается с того, что мимы играют в теннис. Будучи свидетелем задорной игры, он понимает и принимает её правила. Давая сам себе шанс на потенциальное душевное выздоровление. Если бы он в финале не побежал за этим мячом - всё, пиздец, труба. А так - шансы есть. В общем, главное - никакой нет разницы, был труп или нет. Потому что фильм не детектив, и он вообще не об этом. Труп здесь лишь символ того, что даже в самом сонном царстве бывают пробуждения.
Лена: Как же это сложно всё.
МакЛыди: А ты, судя по всему, не увидев хорошего развития детективной линии, расстроилась и перестала думать в других направлениях.
Лена: Да даже после твоего объяснения мне как-то тяжеловато.
МакЛыди: Но только одно дело, если б чувака убили правда в первые минут 10. Но режиссёр же сам подсказывает - нет, это не детектив, труп появился в сюжете слишком поздно, думайте о другом! И вообще очень много подсказок, как мелких, так и крупных. Просто, пойми, это самая благодатная тема для меня. Я бесконечно одинокий человек, также заточенный на творчестве. И только когда я увидел, как главный герой общается с моделями и коллегами, я сразу понял, что на его душе неспокойно и фильм именно о скитаниях душевных, а не о быте. Потом ещё момент, как он сразу после секса схватился за эту мысль с трупом, как быстро переключился. Так же не бывает с адекватными людьми. Путём ускорения-замедления сюжета и всяких вычурных сцен Антониони показывает нам душевную нестабильность героя. Постоянно затачивает на этом внимание. Это обязательно надо было уловить, одна из самых очевидных подсказок. Плюс эти "пусть закроют глаза", "пусть откроют глаза". Как же его всё доконало, на всё плевать. Потому что жизни нет, одна рутина. А ты говоришь - вызвать полицию. Да какой там! Чтоб дальше идти всякой чушью заниматься? Но, скорее всего, полиция бы приехала, не обнаружила ничего, и наш герой оказался бы в психиатрической клинике. Это плохой конец. А теннис с мимами - хороший. Он даёт намёк на выздоровление, как я уже написал. Теперь ты понимаешь, что сложное кино нужно пытаться кусать со всех сторон?
Лена: Да...
МакЛыди: Я думаю, что вряд ли такой момент настанет, но если ты когда-нибудь пересмотришь "Фотоувеличение", уже зная все тонкости, тебе понравится фильм. Потому что, как ты верно заметила, все мы понемногу одиноки. А лучше фильма об одиночестве, чем этот, нет. Здесь всё в метафоризме, в подсказках, в операторством искусстве, которое тебе и с первого раза зашло. Всё очень тонко и искусно. А обычно, когда люди хотят поговорить об этом в кино, у них получается более топорно и изюминка теряется. Другими словами - если человек в фильме одинок, то он нарочито, показательно одинок. А здесь - вроде постоянно есть люди, но грош цена этим людям. Потому что они любят не тебя, а лишь то, что ты символизируешь. Ищут в тебе лишь выгоду. И у всех этих горе-героев есть в фильме имена, а у главного нет. Он безымянная личность в порочном мире.

~~~

Отпустило быстрее, чем с Бергманом, но в целом - это поразительно "моё" кино. Хоть за время просмотра я раз 5 брался за голову с вопросом: "Что происходит?" – по завершению всё сложилось в довольно цельную композицию. Я всё больше люблю Микеланджело Антониони.
Tags: 10 точек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments