alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. Седьмая печать (Det sjunde inseglet, 1957)

Пятидесятые. Тут уже выбор был совсем невероятный. Но я остановился на том фильме, что по многим рейтингам впереди планеты всей.

Ингмар Бергман, "Седьмая печать". Рассказ о том, как человек искал бога, параллельно играя в шахматы с собственной Смертью.

Очень спойлерно, но едва ли этот текстик вас сподвигнет посмотреть этот фильм или наоборот.



МакЛыди: Ты всё говоришь о невежестве, и вот сегодня мы с тобой уж точно на равных, потому что этот фильм и этот режиссёр – это то, по меркам чего невежествен уже я.
Лена: Да ну... Фильм явно поставлен по пьесе. Смерть, один из главных героев, впечатляет. Смерть не знает ничего о боге, о дьяволе. Его задача, как пограничника, перевести души в другой мир, мир духов. Герои раскрыты хорошо. Со смертью играть бесполезно, наверное... Атмосфера Европы чумной: крестовые походы, фанатичные церковники. Безумство вокруг главных героев. Они, как мне показалось, антагонисты миру, в котором живут. Противники абсурда.
МакЛыди: Насчёт Смерти – ты утверждаешь эти вещи так просто. А я всё время в раздумьях о таком думаю, что меня хотят наебать, и сам себе не верю.
Лена: А смысл Смерти врать? Ну, в рамках данного фильма. И герои как бы разделились, при этом отойдя от безумного мира. Одни ушли на тот свет, за ними Смерть так и ходила по пятам. Другие остались на этом. Сопоставление с девой Марией и чистым младенцем. Отсылка к светлому будущему, надежде.
МакЛыди: Ладно, анализ героев это неплохо, но ты мне лучше скажи, о чём фильм. Для кого снимался, какой посыл, на чьей стороне режиссёр в своих поисках ответа на вопрос, что есть бытие.
Лена: Вот в том и смысл, бытие есть жизнь, направление к свету. Любви чистой, самой простой. Вот почему он фигуры скинул со стола после трапезы. Он понял, находясь с семьёй артистов, что всё на самом деле было проще. И счастье – вот оно, такое. Для кого посыл... Может для излишне копающихся в себе мыслителей, что в поисках смысла забывают просто жить и быть счастливыми. Думаю, режиссёр ни на чьей стороне. Тут больше акцент, что у каждого свой путь.
МакЛыди: "Седьмая печать" – один из фильмов, пропитанных религиозным символизмом. Ты много таких видела? Не включая "маму!", её мы уже обсуждали.
Лена: "Страсти Христовы" и "Мастер и Маргарита" считаются?
МакЛыди: В "Страстях" символизма не особо-то, там всё близко к тексту. А у Булгакова да, Понтии Пилаты всякие, Га-ноцри. Есть что истолковать.
Лена: Да много отсылок в фильмах. Пластырь тот же. Тут главная сложность в том, что я Библию полностью не читала. Поэтому растолковать момент с семью агнецами и седьмой печатью мне сложно. Семь героев умерло?
МакЛыди: Если считать актёра в серединке, то да.
Лена: И со смертью их семь ушло.
МакЛыди: Понимаешь, в чём дело. Я почти все фильмы Бергмана, что видел, не могу воспринимать как цельное художественное высказывание. Как коллекцию из короткометражек могу, а всё вместе мне трудно и как-то неинтересно. Та же финальная сцена (последние две минуты фильма с "уходом" на фоне восхода – это импровизация, её не было в сценарии), я тоже не могу её истолковать. Но чувствую, что если бы мог, это мне не помогло бы и вистов фильму не добавило бы. Уж о "Седьмой печати" я столько слышал, так заинтригован был, но вот фильм начался, и я понимаю, что это всё тот же Бергман, который обитает в своих поисках сущего столь высоко, что к нему даже не хочется тянуться.
Лена: Ну фильм по пьесе. Они разрозненность имеют небольшую. Мне, глупой, всё как-то понятно вышло внутренне. Поиски рыцаря, смятение... За Бога кровь поливал, отдачи никакой. И шахматы он перевернул, чтобы артисты сбежали. Понял, что смысла в их спасении намного больше.
МакЛыди: Если рассмотреть фильм не как арт-хаус, а как драму, то мне понятны переживания героев, все эти многообразия личностей и финальный посыл о том, что лучше жить как живётся, а не постоянно искать причину существования, гложа самого себя изнутри. Но когда в фильме так много символизма и всяких мелочей, которые к чему-то, да ведут (например, белка, выбежавшая на место образовавшегося пня) – я чувствую себя тварью, не имеющей права как-то рассуждать о просмотренном. Блохой на теле Вселенной. И вот это понимание сюжета при полном смятении в осознании поисков режиссёрского замысла меня разъедает изнутри. Уже который раз.
Лена: Ну, мне до этого далеко...
МакЛыди: Насчёт рыцаря ты права, само собой. В поисках высокого Блок понял, что возможно то единственное, ради чего он явился на Землю, это спасение прекрасной семьи, что угостила его земляникой и открыла глаза на то, что есть настоящее счастье. Весь фильм так построен – высокое и безмятежное идёт рука об руку с драками, пьянками и чумой.
Лена: Может ты тоже копаешь слишком глубоко, как рыцарь? И это насмешка режиссёра.
МакЛыди: Скорее тебе надо спросить – может с моим куцым умишкой не стоит даже пытаться так глубоко копать?
Лена: Не мне об этом рассуждать.
МакЛыди: Любой фильм, что в наше время считается классикой кинематографа, обязан подвергаться массивному анализу. Но если с другими режиссёрами у меня худо-бедно получается, то Бергман всё время как песок сквозь пальцы, не поддаётся. Конечно, я мог бы просто забить, но пардоньте, не мой метод. Ещё мне интересно твоё мнение о женских персонажах. Давай, о всех по порядку. Кто что символизировал и твоё отношение к этому.
Лена: Ну, актриса – явно женщина-мать, чистая, добрая. Дева Мария. Жена кузнеца как символ лукавства и похоти. Они очень контрастны друг другу. С девушкой из чумной деревни сложнее. Она практически последняя осталась, символ скорби, принятия. Крупные планы её взгляда на происходящее, полные желания что-то бы сделать, но также угнетающе беспомощны.
МакЛыди: Ещё та, которую сожгли.
Лена: Для меня была символом... Как бы так выразиться, абсурдности церковных деяний. Невинная, истерзанная. Доведённая мучениями до принятия дьявола. Очень впечатлил момент со сломанными руками. Все вместе они, как четыре грани мира окружающего. И выживет только спасение. Чума пройдёт, грязная похоть стихнет, безумие церкви отступит, и останется любовь. Чистая, настоящая.
МакЛыди: Артиста в фильме зовут Jof. Самая простая отсылка.
Лена: Ну да, отсылка к страданиям. Рыцарь-то не так страдал, разве что в муках познания. Ответа божьего. Но он чист духом.
МакЛыди: Ничего себе, его ж 10 лет не было дома. Это разве не страдание?
Лена: Как говорил его оруженосец, может это и к лучшему. Правда кузнецу. Ну это я шучу.
МакЛыди: И когда так долго не видишь любимых людей, само собой перед взором встают вопросы о том, зачем я вообще живу. Так что тут явная причинно-следственная связь.
Лена: Не спорю.
МакЛыди: Мне кажется, что назвать второстепенного персонажа Иовом – это правда элемент юмора, ироничная насмешка и даже спойлер от режиссёра. Потому что Иов не мог умереть. А вот почему выжила супруга – тут на тебя положусь: потому что символизировала любовь и таким образом режиссёр нам говорит, что пусть происходит что угодно, а Любовь, если она истинная, всё переживёт.
Лена: Можно предположить, что это отсылка к другой культуре, где жене было положено умирать с мужем. Когда их заживо с великими воинами хоронили. Но твой вариант лучше.
МакЛыди: Плюс помощь от Блока, который в финале своей жизни стал мучеником и принёс жизнь свою и друзей в обмен на счастье случайно повстречавшейся семьи. Согласна?
Лена: Да. Жертвенность как символ.
МакЛыди: Самый прикол в том, что режиссёру на момент съёмок было 38 лет. И сценарий он написал сам. 38 – это очень юный возраст для режиссёра, чтоб ты понимала.
Лена: Ну да. Но в то время взросление было другим. Тяжелая жизнь, война. Времени на инфантильность не было. Да и возраст талант не удержит.
МакЛыди: Думаю, в любой эпохе понять такие тонкости бытия до 40 лет будет признаком абсолютного Гения.
Лена: Бесспорно.

~~~

В заключение хочу сказать лишь одну вещь. Для меня есть один значимый показатель, который говорит о том, что фильм очень хорош. Думаю, у вас тоже такое есть. Это чувство того, что он тебя не отпускает. Вот уже и титры финальные позади, и дела по дому делать надо, и гости пришли, и новый день наступил... А ты всё ходишь и думаешь, почему в фильме всё именно так, а не иначе. Я сам удивился, но "Седьмая печать" не отпускала меня ещё трое суток. И поставил я в результате оценку на 3 балла выше, чем планировал изначально. Такого не было никогда за всю мою киноманскую практику.
Tags: 10 точек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments