alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Тематическая кинорулетка. Зелиг (Zelig, 1983)

Меня сложно назвать поклонником Вуди Аллена, но из 15 фильмов, что я у него видел, мне не понравился лишь один – "Мечта Кассандры". Показался каким-то недоделанным, недоосмысленным и совсем не алленовским. Все же остальные оставляли приятное впечатление. Режиссёрские фишки, которые он переносит из картины в картину, мне импонируют, и что касается яркости, индивидуальности, особенного киноязыка – в этом Вуди не откажешь. Только вот то время, когда постановщик лишь обрастал "мясом", для меня откроется лишь в перспективе. Я видел один фильм из семидесятых, один из восьмидесятых и два из девяностых. Уникальный, конечно, режиссёр – вроде и знаю о нём немало, а в приличной компании, коли зашёл бы о нём разговор, пришлось помалкивать. Темой новой кинорулетки стала фильмография Аллена, и мне выпал совершенно уникальный фильм. Скажу больше – он особенный не только в творчестве носатого американца, но и в истории вообще. Я не видел ничего подобного.

Итак, фильм "Зелиг". Я не представляю, как о нём можно рассказать, не затронув его форму, поэтому отзыв будет спойлерным. Но это не тот вид спойлера, после которого вам перехочется смотреть. В какой-то степени знать фабулу в конкретном случае даже необходимо, потому что иначе первые минуты просмотра у вас будет невообразимое количество вопросов, и вряд ли рядом найдётся человек, который сможет на них ответить.



Стартовые титры бесцеремонно заявляют нам, что фильм документальный, и первые вопросы появляются в ту же секунду. Почему я не знал, что Аллен снимал ещё и документалки? И почему их не забанили для участия в нашем междусобойчике? Под тихий закадровый голос, презентующий нам героев, нам показывают Америку двадцатых годов прошлого века. Архивная хроника, лёгкий монтаж. По экрану то и делу мелькают проплешины, говорящие о том, что плёнке не поздоровилось на её жизненном пути, но она всё же уцелела до наших лет. И вот, минуте на десятой-пятнадцатой, в сюжете появляется некто Леонард Зелиг. Человек из той эпохи, наделённый проказой, которую наши современники назвали бы суперспособностью. В присутствии других людей Зелиг становится чертовски на них похож. Без применения грима обретает те же повадки, то же строение тела и даже цвет кожи. И только ты успеваешь задать себе вопрос – что за чертовщина происходит – как понимаешь, что Зелига играет сам Вуди Аллен. Фильм, соответственно, документальный лишь в плане воссоздания эпохи. Далее в сюжет начинают вводить новых персонажей, история раскручивается, и в совокупности ленту можно назвать даже байопиком, ведь абсолютно всё заточено на фигуре Зелига и его борьбе с болезнью. Таким образом, в 1983 году мистер Аллен снял художественный фильм, который от начала до конца выглядит как документальный, но не про свою эпоху, а про события полувековой давности.

Можно долго рассуждать о художественных эффектах, ловкости монтажа и прочих фишках, с помощью которых Аллен добился аутентичности, и события, показанные здесь, действительно выглядят как очень старые. Доходило даже до того, что плёнку вручную мяли и топтали ногами, лишь бы "состарить" картинку. Но более всего меня покорили две другие вещи. Во-первых, это небольшая куча из произведений искусства, записанных и снятых специально для фильма. Несколько песен про Зелига (в стилях джаз и ду-уап), а также пара эпизодов для художественного фильма, снятого по мотивам его жизни. Да, вы всё правильно поняли. В документальном фильме о человеке, которого никогда не существовало, и который на самом деле документальным не является, показывают кусочки художественного фильма о нём. Какой-то симулякр в квадрате. И смотрится это просто восхитительно. Второй же момент – короткие интервью, в которых современники, уютно устроившись в креслах, рассказывают о своих пересечениях с Зелигом. Актёры (ни одного знаменитого среди них нет – возможно, просто люди с улицы), которым уже за 70, перед камерой придумывают истории, что потенциально могли бы с ними случиться 50 лет назад, о выдуманном герое. Причём почти у всех из них есть "прототипы" в основной сюжетной линии. У меня просто разрывается мозг от подобной рекурсии. Очень находчиво, очень талантливо. И непередаваемо смешно. Форма "Зелига" меня просто покорила. Повторюсь, ничего подобного мне в руки не попадалось. Можно вспомнить Форреста Гампа, который с Джоном Ленноном интервью давал и с вьетнамцами воевал (Зелиг также появляется в кадре рядом с Чарли Чаплином и разными красавицами той эпохи), но Земекис снимал всё же драму с элементами трагикомедии, в то время как фильм Аллена – чистая комедия. Каждое слово и каждый спецэффект в нём направлен на то, чтобы рассмешить зрителя. Уникальный стиль и нетривиальное чувство юмора помогли Аллену создать фильм если не шедевральный, то точно выдающийся. И я бы советовал познакомиться с ним всех, кто любит неординарные жемчужины кинематографа.

Напоследок, настоящий спойлер. Лучшая шутка фильма, за авторством врача-психиатра:
"Мне нужно вернуться в город. У меня очень интересный случай. Я лечу две пары сиамских близнецов с раздвоением личности. Мне одновременно платят 8 человек".

Оценка: 8 из 10.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments