?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 June 2019 @ 11:49 pm
Тематическая кинорулетка. Зелиг (Zelig, 1983)  
Меня сложно назвать поклонником Вуди Аллена, но из 15 фильмов, что я у него видел, мне не понравился лишь один – "Мечта Кассандры". Показался каким-то недоделанным, недоосмысленным и совсем не алленовским. Все же остальные оставляли приятное впечатление. Режиссёрские фишки, которые он переносит из картины в картину, мне импонируют, и что касается яркости, индивидуальности, особенного киноязыка – в этом Вуди не откажешь. Только вот то время, когда постановщик лишь обрастал "мясом", для меня откроется лишь в перспективе. Я видел один фильм из семидесятых, один из восьмидесятых и два из девяностых. Уникальный, конечно, режиссёр – вроде и знаю о нём немало, а в приличной компании, коли зашёл бы о нём разговор, пришлось помалкивать. Темой новой кинорулетки стала фильмография Аллена, и мне выпал совершенно уникальный фильм. Скажу больше – он особенный не только в творчестве носатого американца, но и в истории вообще. Я не видел ничего подобного.

Итак, фильм "Зелиг". Я не представляю, как о нём можно рассказать, не затронув его форму, поэтому отзыв будет спойлерным. Но это не тот вид спойлера, после которого вам перехочется смотреть. В какой-то степени знать фабулу в конкретном случае даже необходимо, потому что иначе первые минуты просмотра у вас будет невообразимое количество вопросов, и вряд ли рядом найдётся человек, который сможет на них ответить.



Стартовые титры бесцеремонно заявляют нам, что фильм документальный, и первые вопросы появляются в ту же секунду. Почему я не знал, что Аллен снимал ещё и документалки? И почему их не забанили для участия в нашем междусобойчике? Под тихий закадровый голос, презентующий нам героев, нам показывают Америку двадцатых годов прошлого века. Архивная хроника, лёгкий монтаж. По экрану то и делу мелькают проплешины, говорящие о том, что плёнке не поздоровилось на её жизненном пути, но она всё же уцелела до наших лет. И вот, минуте на десятой-пятнадцатой, в сюжете появляется некто Леонард Зелиг. Человек из той эпохи, наделённый проказой, которую наши современники назвали бы суперспособностью. В присутствии других людей Зелиг становится чертовски на них похож. Без применения грима обретает те же повадки, то же строение тела и даже цвет кожи. И только ты успеваешь задать себе вопрос – что за чертовщина происходит – как понимаешь, что Зелига играет сам Вуди Аллен. Фильм, соответственно, документальный лишь в плане воссоздания эпохи. Далее в сюжет начинают вводить новых персонажей, история раскручивается, и в совокупности ленту можно назвать даже байопиком, ведь абсолютно всё заточено на фигуре Зелига и его борьбе с болезнью. Таким образом, в 1983 году мистер Аллен снял художественный фильм, который от начала до конца выглядит как документальный, но не про свою эпоху, а про события полувековой давности.

Можно долго рассуждать о художественных эффектах, ловкости монтажа и прочих фишках, с помощью которых Аллен добился аутентичности, и события, показанные здесь, действительно выглядят как очень старые. Доходило даже до того, что плёнку вручную мяли и топтали ногами, лишь бы "состарить" картинку. Но более всего меня покорили две другие вещи. Во-первых, это небольшая куча из произведений искусства, записанных и снятых специально для фильма. Несколько песен про Зелига (в стилях джаз и ду-уап), а также пара эпизодов для художественного фильма, снятого по мотивам его жизни. Да, вы всё правильно поняли. В документальном фильме о человеке, которого никогда не существовало, и который на самом деле документальным не является, показывают кусочки художественного фильма о нём. Какой-то симулякр в квадрате. И смотрится это просто восхитительно. Второй же момент – короткие интервью, в которых современники, уютно устроившись в креслах, рассказывают о своих пересечениях с Зелигом. Актёры (ни одного знаменитого среди них нет – возможно, просто люди с улицы), которым уже за 70, перед камерой придумывают истории, что потенциально могли бы с ними случиться 50 лет назад, о выдуманном герое. Причём почти у всех из них есть "прототипы" в основной сюжетной линии. У меня просто разрывается мозг от подобной рекурсии. Очень находчиво, очень талантливо. И непередаваемо смешно. Форма "Зелига" меня просто покорила. Повторюсь, ничего подобного мне в руки не попадалось. Можно вспомнить Форреста Гампа, который с Джоном Ленноном интервью давал и с вьетнамцами воевал (Зелиг также появляется в кадре рядом с Чарли Чаплином и разными красавицами той эпохи), но Земекис снимал всё же драму с элементами трагикомедии, в то время как фильм Аллена – чистая комедия. Каждое слово и каждый спецэффект в нём направлен на то, чтобы рассмешить зрителя. Уникальный стиль и нетривиальное чувство юмора помогли Аллену создать фильм если не шедевральный, то точно выдающийся. И я бы советовал познакомиться с ним всех, кто любит неординарные жемчужины кинематографа.

Напоследок, настоящий спойлер. Лучшая шутка фильма, за авторством врача-психиатра:
"Мне нужно вернуться в город. У меня очень интересный случай. Я лечу две пары сиамских близнецов с раздвоением личности. Мне одновременно платят 8 человек".

Оценка: 8 из 10.
 
 
 
Разноцветные дни.: pic#128029979romanetto on June 28th, 2019 05:05 am (UTC)
Я на Аллена смотрела и думала, как же ему нравится делать фильм (Энни Холл). Про Зелига очень круто, обязательно посмотрю)

Edited at 2019-06-28 05:05 am (UTC)
alex_mclydyalex_mclydy on June 28th, 2019 07:13 am (UTC)
Именно Энни из семидесятых я единственный и смотрел, уж очень популярен. Ну, Зелиг получше будет.
Разноцветные дни.romanetto on June 28th, 2019 07:18 am (UTC)
Я еще видела "Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить" и
"Любовь и смерть". Забавно, но так.. "Энни Холл" лучше!
iw_gdk: pic#129005858iw_gdk on June 28th, 2019 05:08 am (UTC)
У Питера Джексона помнится еще что-то похожее было в фильмографии:
https://www.kinopoisk.ru/film/5910/
alex_mclydyalex_mclydy on June 28th, 2019 07:13 am (UTC)
Судя по описанию, очень похоже на то)
Дмитрий НаумовДмитрий Наумов on June 28th, 2019 06:48 am (UTC)
Мнил себя поклонником Вуди, а проЗелига даже не знал. К вящему позору ещё и потому, что мнил себя поклонником этого жанра после отличного отечественного фильма "Первые на луне" https://www.kinopoisk.ru/film/160990/. Спасибо за Ваш мотивирующий материал.
alex_mclydyalex_mclydy on June 28th, 2019 07:15 am (UTC)
Спасибо, что читаете.
Tenn: Tennpol_ned on June 28th, 2019 07:37 am (UTC)
Уважаю Аллена, но почему-то в целом достаточно равнодушен к его фильмам, но если выбирать, то мне ближе те, что он снимал до середины 90-х. "Зелига" не смотрел, но звучит интересно.
Владимир Соколов: pic#128259221mr_henry_m on June 28th, 2019 03:43 pm (UTC)
Ну, вот и кончилась твоя полоса неудач - сразу лучший фильм Аллена тебе достался! А отзыв отличный получился. Я прям живо вспомнил некоторые обрывки и эпизоды, но главное - понял, что надо пересматривать. Именно этот фильм. Так как остальное у Аллена, за крайне редким исключением, нравится мне с большими оговорками. Всё-таки юмор у него раздражающий, когда в таких количествах. И эта шутка в конце - совершенно в его духе, конечно. Но неплохая) "Зелиг" же по выдумке просто великолепен. И я даже забыл уже, как много он тут изощрялся в художественном смысле. В общем, думаю, со второго раза мне очень понравиться должно.
alex_mclydyalex_mclydy on June 28th, 2019 03:55 pm (UTC)
Самое главное, что сначала мне выпала Мечта Кассандры)) хорошо, что я уже успел посмотреть этот фильм.
Владимир Соколов: pic#128259221mr_henry_m on June 28th, 2019 04:39 pm (UTC)
Хах) Её вот как раз не видел. Хотя и много чего ещё не видел. Я даже и не надеюсь всё у Аллена посмотреть.
И ты тоже А1983?i_ty_toje on June 29th, 2019 10:54 am (UTC)
отличное кино, хотя иронии там даже перебор