?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 June 2019 @ 11:39 pm
Тематическая кинорулетка. В людях (1938)  
Новая тема – советское кино 1920-30-ых годов – за последние пару лет стала мне куда ближе, чем до того. Я уже видел фильмы Эйзенштейна, Медведкина, Довженко, Кулешова, Барнета, Калатозова (более поздние, но всё же), и это действительно режиссёры, которые сформировали золотое наследие нашей культуры. "Земля" Довженко вообще всё не выходит из головы – настолько этот фильм по своей форме и новаторским идеям отличается от стандартного представления современных зрителей о кино двадцатых годов. Наш "Метрополис", ни больше ни меньше. Особенно момент с изломом "четвёртой стены". Народ по всему миру только начал привыкать к чудаковатому искусству, а Александр Петрович уже заставлял актёров подмигивать в камеру, заводя со зрителем диалог, и творить всякие безрассудства, наподобие, pardon my french, обсыкания трактора. Я бы был совсем не против, если б рулетка выдала мне какое-то знакомое имя, но нет. Марк Донской и его драма "В людях", основанная на автобиографическом романе Максима Горького. Между прочим, часть трилогии. Хорошо бы посмотреть её всю, но после этой, второй части вдохновения не появилось.



Единственная размещённая на КП рецензия к фильму (написанная, к слову, моим знакомым) подтверждает мысль, которая не давала мне покоя весь просмотр. Бог с ним, что я не знаю, кто такой Марк Донской, я много кого не знаю, но за какие заслуги ему было суждено попасть в один список с прекрасными деятелями культуры, которых я вспомнил в предыдущем абзаце? Фильм не даёт даже единого намёка на ответ. Тогда, когда Эйзенштейн раскрашивал вручную плёнку и призывал в массовку сотни людей, снимая масштабные сцены так, что его до сих пор оммажируют, а Медведкин брал на себя смелость ответить на вопрос, что для русского человека счастье, Донской снимал... агитки. Можно понять, когда молодой Алёша Пешков один раз в кадре бьёт себя в грудь, крича о том, что не станет винтиком системы и не прогнётся под власть имущих. Можно даже понять второй эпизод подобного плана. Но когда стабильно раз в десять минут фильма происходит пафосное (пусть тогда такого слова не было) бравирование тематикой "не такого, как все", мозг сам по себе додумывает ответ на вопрос, каких целей вообще придерживался товарищ Донской, когда снимал это кино.

И не то, чтобы я был закостенело против агитационного продукта кинопрома, но душе хотелось художественного пиршества. Чего-то из ряда вон выходящего, ведь примеры выдающихся драм эпохи немого кино были у Донского перед глазами уже тогда. Однако "В людях" во всех отношениях фильм достаточно простой и ни на что не претендующий. На втором плане огромное количество героев, Пешков переезжает с места на место, нигде не останавливаясь надолго. Хоть тема дороги фактически отсутствует, творение Донского могло бы стать прообразом роуд-муви на советский лад, да вот незадача – фактически все персонажи, кроме главного, здесь типичные, картонные и художественно не состоятельные. Это проблема всех агиток – хорошие слишком хорошие, а плохие слишком плохие. Прошло меньше недели после просмотра, а мне хорошо запомнилась лишь прачка, которая за 5 минут экранного времени, что разделились на три эпизода, переживает значительное изменение личности и здорово отражает быт среднего класса в конце XIX века. Остальные что были, что не были. Даже диалоги с роднёй, центральные в плане драматургии, выглядят скомкано. Хотя, тут может повлиять то, что я не видел первый фильм трилогии.

Лишь старания двух человек не позволяют мне записать время, потраченное на просмотр, в однозначно упущенное. Актёр Алексей Лярский, фантастически схожий чертами лица с Горьким, на своих хрупких четырнадцатилетних плечах не даёт повествованию распасться на куски. Его юный непорочный взгляд и сила духа при общении со старшими сражают наповал. Не грубые высказывания заставляют гордиться молодым писателем, лирическим героем, а мудрая актёрская игра Лярского. Такое ощущение, будто он был рождён сыграть эту роль. Так вышло, что только её он и сыграл – в первой и второй части трилогии. Затем получил медаль за "Трудовые заслуги", а через четыре с половиной года был убит под Ленинградом в битве с фашистскими захватчиками. Старания Лярского делают фильм полностью актёрским, и в какой-то момент перестаёшь обращать внимание на несуразности сценария и неспособность режиссёра рассказать историю без пропаганды. Второй же молодец здесь – композитор Лев Шварц. Первый по-настоящему цельный саундтрек для советского фильма, выпущенного до пятидесятых годов.

Безусловно, нужно ближе знакомиться с творчеством Донского, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы. Та же рецензия говорит о том, что известнейшие итальянские и французские режиссёры считают его отцом неореализма. Однако эта трилогия изначально задумывалась как грубое моральное давление на советский народ, и едва ли может добавить постановщику вистов.

Оценка: 6 из 10.
 
 
 
thisisjinsythisisjinsy on June 19th, 2019 04:17 am (UTC)
Первая часть гораздо лучше вышла
Разноцветные дни.romanetto on June 19th, 2019 06:38 am (UTC)
Я хочу с первой части начать, когда доберусь до Донского, говорят, она хорошая)
alex_mclydyalex_mclydy on June 19th, 2019 07:09 am (UTC)
Чисто логически, в фильме с ещё более юным Пешковым агитки должно быть поменьше, потому неудивительно. Там, наверное, тема семьи первостепенна.
Разноцветные дни.romanetto on June 19th, 2019 07:22 am (UTC)
У мальчика умер отец, и он жил в семье жестокого деда, который однажды засек его до полусмерти, а потом он-то и отдал его в "люди". Зато у него была чудесная бабушка.. Помню еще, что дядья его дрались, а один убил жену. Одно лето мальчик прожил в какой-то яме от сгоревшего дома, чтобы домой не идти. В общем, можно сказать, что это тема семьи, но семьи страшной, на контрасте с той дружной семьей, в которой Алеша родился. Но это по повести я помню смутно уже, так что интересно, как история экранизирована.
Tenn: Tennpol_ned on June 19th, 2019 08:55 am (UTC)
в детстве меня потрясла повесть, в которой Горький все эти ужасы описывал, особенно "порка авансом"
Разноцветные дни.: pic#128029979romanetto on June 19th, 2019 11:03 am (UTC)
Да, очень впечатлила история мальчика!
hellstalkerhellstalker on June 19th, 2019 12:46 pm (UTC)
меня как-то не впечатлила в школе.. мрачно и уныло. то есть как биография - ок, но зачем это давать читать детям?
Tennpol_ned on June 19th, 2019 12:52 pm (UTC)
встречный вопрос (опустив впечатление конкретно от этого произведения) - а что стоит давать читать детям по школьной программе и почему не стоит Горького?
hellstalkerhellstalker on June 19th, 2019 01:11 pm (UTC)
какой-то очень общий вопрос, учитывая что обсуждалось конкретное произведение)

скажем так, я даже не знаю, что там сейчас вообще изучают, уж очень давно учился в школе)) поэтому не могу сказать, стоит изучать то или иное произведение Горького.

В целом мои ощущения от изучения русской литературы по школьной программе 80-90х годов такое: очень много старого и неактуального, слишком мало современного и актуального. Мало в данном случае стремится к нулю. Думаю сейчас программа лучше, но не факт)
Tennpol_ned on June 19th, 2019 01:20 pm (UTC)
Одна из главных проблем подбора литературы, изучаемой в школе - "не по возрасту". Да, классику нужно изучать, потому что большая часть людей если в школе не прочитает хотя бы частично "Войну и мир", или "Преступление и наказание", то потом уже ни в жизнь к этому не вернется, но вот читать "Маленького принца" в 5 классе - это ведь явно очень рано. Мне лет до 20 казалось, что Экзюпери зануден и невероятно скучен, т.к.именно такое впечатление осталось от него после школьной программы, но став старше, перечитал заново и влюбился в эту книгу.
Что касается непосредственно Горького, то искренне считаю его великим писателем и не считаю, что детей нужно ограждать от чтения его рассказов или пьес, совсем даже наоборот. Но опять же - разумно расставив акценты, а не тупо гнать как по конвейеру.

Недавно мне попался список литературы, которой в начальных классах на лето дают и был очень удивлен, обнаружив там Гайдара, вот этот ведь точно в веках не останется и морально буквально истлел.
hellstalkerhellstalker on June 19th, 2019 01:37 pm (UTC)
не по возрасту - это однозначно. вообще сложный вопрос. школьная программа как раз и убивает желание у многих читать. я вот думаю, что надо давать полезное и интересное и по возрасту. Прочитают или нет то же Преступление и наказание - дело двадцатое. Главное чтоб читали и умели разбираться в литературе. А этого школьная программа не дает. Все интересное я прочел сам. Часто в школе проходили то, что я давно уже прочитал. Но таких было на наш класс в гимназии, аж 1 человек)) Это уже не говоря о том, что правильных учителей тоже единицы.

Экзюпери мне в детстве кстати больше нравился.

А вот насчет Гайдара можно поспорить - помню у него были толковые вещи. Если память не подводит.. :)
Tennpol_ned on June 19th, 2019 04:38 pm (UTC)
мне на уроках литературы тоже было порой достаточно скучно, потому что я читал летом то,что мы должны были проходить в течении учебного года,или вообще успевал прочесть за несколько лет до того.

Про Гайдара - возможно, но как-то у меня с ним не сложилось категорически.
hellstalkerhellstalker on June 20th, 2019 06:06 am (UTC)
вот-вот, аналогично)
hellstalkerhellstalker on June 19th, 2019 12:44 pm (UTC)
Итальянцы вообще специфический народ, часто восхваляют очень спорные вещи))

п.с. вот вообще сложно представить фильм по Горькому, который бы понравился сейчас..
Tennpol_ned on June 19th, 2019 12:54 pm (UTC)
"вот вообще сложно представить фильм по Горькому, который бы понравился сейчас" - "Васса" Глеба Панфилова, например. Да и "Жизнь Клима Самгина" - потрясающий слепок эпохи
hellstalkerhellstalker on June 19th, 2019 01:13 pm (UTC)
Спасибо, приму во внимание. О Климе слышал много, очевидно таки стоит ознакомиться.

В целом я не точно написал, имелась в виду скорее биографическая трилогия, чем все творчество Горького.

Edited at 2019-06-19 01:15 pm (UTC)
Tennpol_ned on June 19th, 2019 01:25 pm (UTC)
Панфилов еще и отлично "Мать" экранизировал с Чуриковой в главной роли, а о "Вассе" я писал здесь - https://pol-ned.livejournal.com/33767.html#comments

Мне кажется, если экранизировать с упором на реалии того времени, не как что-то агитационно-пропагандирующее, то мог бы отличный фильм выйти из этой трилогии.
hellstalkerhellstalker on June 19th, 2019 01:39 pm (UTC)
Да, агитационный наклон многие фильмы отправил на полку. Такие времена были. Без агитации сложно было выбить бюджет.
И ты тоже А1983?i_ty_toje on June 20th, 2019 03:47 pm (UTC)
выглядит какой-то совсем стремной пропагандой