alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. Правила игры (La règle du jeu, 1939)

Перемещаемся в тридцатые. Рубрика переходит в эпоху звукового кино.

Выбор пал на Жана Ренуара и его трагикомедию "Правила игры".





МакЛыди: Это, пожалуй, самый простой фильм из нашей троицы.
Лена: Ну да, он достаточно легкий и театральный. Я, как заядлый театрал, оценила. Красивый фильм, атмосфера роскоши, красивые костюмы и музыкальное сопровождение тонкое. Позабавили любовные нравы довоенной Франции. И финал, такая трагедия, а пофиг, несчастный случай... И главная героиня такая, ну нах, пойду домой к мужу. В общем, мне понравился фильм.
МакЛыди: Не уверен, стоит ли так обобщать и говорить о стране в целом, потому что нам показали только один слой населения, бомонд, а низший представили только придурковатым браконьером и охранником-немцем со звучной фамилией Шумахер. Это не Франция такая, это отношение режиссёра к аристократам такое.
Лена: Ну я имею в виду в этом фильме. Их взаимоотношения позабавили.
МакЛыди: Чего в фильме больше – комедии или драмы?
Лена: Я увидела больше комедии, хотя все герои при этом страдают.
МакЛыди: Но при этом ни разу не засмеялась небось, да?
Лена: Да.
МакЛыди: В плане юмора в фильме многое гиперболизировано. Современники не приняли этот фильм, вводя в укор режиссёру то, что им не было дело до чьих-то проблем, им хотелось просто отдохнуть. И заявленный жанр комедии к этому располагал. Но на поверку негативных эмоций в душе каждого из героев слишком много, чтобы на выходе это можно было считать комедией. Трагикомедия, как она есть. Более всего позабавило, как Шумахер бегал за ухажёром своей жёнушки. Это может и не смешно, но забавно, и в сюжет хорошо вписалось.
Лена: Соглашусь.
МакЛыди: Какие эпизоды фильма тебе запомнились более остальных?
Лена: Ох, сложно... Когда она в бинокль увидела мужа, когда кроля "того", как Шумахер сидел с ухажёром и дружно болтал, момент, когда Кристина с мужем шли куда-то и он ускользнул позвонить своей даме. Ну и диалог мужа Кристины с тем мужчиной, как бы и ухажёра жены позвать, и со своей любовницей свести их. А! Сцена соблазнения куклой. Вот она жуткая.
МакЛыди: А варьете значит не запомнилось? По-моему, самый выделяющийся эпизод. Все эти полумрачные тона, и оператор ходит между рядами, как будто подслушивает чужие разговоры, наводя шорох.
Лена: Ну конечно. И танец нечести.
МакЛыди: Ты может не поняла, но Октава, того, кто сводник, кто самый старый из компашки, играл сам режиссёр.
Лена: Я не знала.
МакЛыди: Почему фильм так называется?
Лена: Отсылка к дозволенности, но при этом на людях вести себя как подобает?
МакЛыди: Ну, практически. На что похожи их взаимоотношения?
Лена: Покер? Блеф?
МакЛыди: Мои два последних вопроса связаны между собой. Покер – это уже слишком узко. Они похожи на игру. Все герои фильма не живут, не относятся к самой жизни уважительно, а лишь играют, притворяются, что живут. Только сегодняшним днём. У каждой игры есть правила. Главным образом через персонажа Октава, грузного мужичка, путающегося в медвежьей шкуре, нам показывают правила этой игры. Здесь любить человека ещё недостаточно для того, чтобы он хотя бы воспринимал тебя всерьёз. И вот в этом художественного, выдуманного не больше, чем чисто драматургического. Ещё вопрос – почувствовала ли ты гигантский шаг в плане постановки, света и звука между этим фильмом и "Ящиком Пандоры"?
Лена: Конечно. Больше звук. Выражение действа и мыслей диалогами, в противовес осмысленному музыкальному сопровождению немого кино.
МакЛыди: Я бы спросил и за актёров, но тут не очень хороший пример, потому что фильм нарочито театрализирован, и герои в нём ведут себя будто не внутри фильма, а внутри театральной постановки. Если в двадцатых такое было сплошь и рядом, то в тридцатых это уже больше кинематографическая условность, осознанное режиссёрское решение. А что скажешь о саундтреке? Здесь есть официальный композитор, Жозеф Косма. Не последний человек в истории кино.
Лена: Да музыка присутствует, хорошая, но она мне больше запомнилась в сценах коллективного времяпровождения. И тут, как мне показалось, режиссёр делал упор на развитие сюжета по диалогам персонажей. А музыка, как в театральной постановке, была междудейственного заполнения. На мой взгляд так. Ну и разница жанров слишком велика.
МакЛыди: Соглашусь. Первые саундтреки, они такие. Композиторы порой сами не понимали, что именно от них требуется и скорее пародировали самих себя. Но всё же порой музыка весьма в тему.
Лена: Как раз, когда Шумахер гонял соперника. Она добавляла комичности.

~~~

"Правила игры" не случайно затесался в список для нашего совместного просмотра, потому что его считают лучшим у Жана Ренуара, выдающегося французского постановщика (который, правда, из-за гонений и войны долгое время вынужден был творить вне своей Родины), а также постоянно вносят во всяческие рейтинги и топы с лучшими фильмами всех времён.

Когда такая информация снабжает какую-нибудь более знаменитую ленту, информация о том, чем же именно фильм застолбил себе место в киноистории уже есть в моей голове. Случайно узнал/где-то прочитал/общеизвестный факт. В этом же случае мне предстояло самому догадаться, в чём же чистое новаторство Ренуара и почему драма так любима кинокритиками и прошлого, и настоящего. И тут как нельзя лучше помогает недавно просмотренный фильм из двадцатых, в котором из нестатичных действий с камерой запомнился только медленный пролёт сквозь этажи, со специально построенными декорациями-ступеньками. Здесь же нет никакой статики. Оператор буквально летает с камерой, запечатлевая тонкости происходящей вакханалии в знатном доме порой с поражающей детализацией. Как в эпизодах с варьете или охотой на кроликов. Точного ответа у меня нет, но кажется, что именно в операторской работе, "живости" второго плана и аккуратных мизансценах кроется успех работы Ренуара.

Практически всё повествование проходит внутри одного помещения и его окрестностях, однако людей и предметов в кадре так много, что отдельные комнаты или лес за время фильма будто приобретают свою особенную атмосферу. Или даже философию. Этого всего не было бы, если б не желание постановщика сделать фильм по-настоящему камерным. Всякой челяди сюда путь закрыт. В центре сюжета оказываются лишь те, кто готов принять правила игры.

Что касается сатирического и в чём-то даже озлобленного отношения Ренуара к знати и "героям" своего времени, очевидно, что режиссёру удалось воплотить в жизнь всё задуманное. Они, хоть и просты, успевают пережить собственную драму. В финале каждый выносит из проведённого уик-энда-буффонады урок, который мог бы помочь им обрести счастье... Если бы не Игра, которая и не думает заканчиваться. Финальный монолог владельца имения – как самая главная подсказка того, что всё безобразие и откровенный цирк никуда из быта персонажей не улетучатся. Этим людям хоть кол на голове теши – так и будут плести свои узоры и ни к чему не научатся относиться с повышенной ответственностью. И лишь старина Октав, максимально сохранявший хладнокровие, но всё равно просчитавшийся, покидает огромный дом с невыносимой печалью на сердце и горестным взглядом. Вот что бывает, когда ты единственный здравомыслящий индивид в царстве дурачков. Только в том и дело, что при таком раскладе главный идиот – это ты сам. Как Достоевский завещал.

Фильм мне понравился, хотя на месте тех, кто шёл на него в кино, я бы тоже остался недоволен. Всё же тонкого режиссёрского мастерства и массы вопросительных знаков в нём куда больше, чем шуток и ситуационного юмора. Примерно 70/30. А люди ждали как раз наоборот. Время же, как и всегда, помогло расставить приоритеты.
Tags: 10 точек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments