alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. Правила игры (La règle du jeu, 1939)

Перемещаемся в тридцатые. Рубрика переходит в эпоху звукового кино.

Выбор пал на Жана Ренуара и его трагикомедию "Правила игры".





МакЛыди: Это, пожалуй, самый простой фильм из нашей троицы.
Лена: Ну да, он достаточно легкий и театральный. Я, как заядлый театрал, оценила. Красивый фильм, атмосфера роскоши, красивые костюмы и музыкальное сопровождение тонкое. Позабавили любовные нравы довоенной Франции. И финал, такая трагедия, а пофиг, несчастный случай... И главная героиня такая, ну нах, пойду домой к мужу. В общем, мне понравился фильм.
МакЛыди: Не уверен, стоит ли так обобщать и говорить о стране в целом, потому что нам показали только один слой населения, бомонд, а низший представили только придурковатым браконьером и охранником-немцем со звучной фамилией Шумахер. Это не Франция такая, это отношение режиссёра к аристократам такое.
Лена: Ну я имею в виду в этом фильме. Их взаимоотношения позабавили.
МакЛыди: Чего в фильме больше – комедии или драмы?
Лена: Я увидела больше комедии, хотя все герои при этом страдают.
МакЛыди: Но при этом ни разу не засмеялась небось, да?
Лена: Да.
МакЛыди: В плане юмора в фильме многое гиперболизировано. Современники не приняли этот фильм, вводя в укор режиссёру то, что им не было дело до чьих-то проблем, им хотелось просто отдохнуть. И заявленный жанр комедии к этому располагал. Но на поверку негативных эмоций в душе каждого из героев слишком много, чтобы на выходе это можно было считать комедией. Трагикомедия, как она есть. Более всего позабавило, как Шумахер бегал за ухажёром своей жёнушки. Это может и не смешно, но забавно, и в сюжет хорошо вписалось.
Лена: Соглашусь.
МакЛыди: Какие эпизоды фильма тебе запомнились более остальных?
Лена: Ох, сложно... Когда она в бинокль увидела мужа, когда кроля "того", как Шумахер сидел с ухажёром и дружно болтал, момент, когда Кристина с мужем шли куда-то и он ускользнул позвонить своей даме. Ну и диалог мужа Кристины с тем мужчиной, как бы и ухажёра жены позвать, и со своей любовницей свести их. А! Сцена соблазнения куклой. Вот она жуткая.
МакЛыди: А варьете значит не запомнилось? По-моему, самый выделяющийся эпизод. Все эти полумрачные тона, и оператор ходит между рядами, как будто подслушивает чужие разговоры, наводя шорох.
Лена: Ну конечно. И танец нечести.
МакЛыди: Ты может не поняла, но Октава, того, кто сводник, кто самый старый из компашки, играл сам режиссёр.
Лена: Я не знала.
МакЛыди: Почему фильм так называется?
Лена: Отсылка к дозволенности, но при этом на людях вести себя как подобает?
МакЛыди: Ну, практически. На что похожи их взаимоотношения?
Лена: Покер? Блеф?
МакЛыди: Мои два последних вопроса связаны между собой. Покер – это уже слишком узко. Они похожи на игру. Все герои фильма не живут, не относятся к самой жизни уважительно, а лишь играют, притворяются, что живут. Только сегодняшним днём. У каждой игры есть правила. Главным образом через персонажа Октава, грузного мужичка, путающегося в медвежьей шкуре, нам показывают правила этой игры. Здесь любить человека ещё недостаточно для того, чтобы он хотя бы воспринимал тебя всерьёз. И вот в этом художественного, выдуманного не больше, чем чисто драматургического. Ещё вопрос – почувствовала ли ты гигантский шаг в плане постановки, света и звука между этим фильмом и "Ящиком Пандоры"?
Лена: Конечно. Больше звук. Выражение действа и мыслей диалогами, в противовес осмысленному музыкальному сопровождению немого кино.
МакЛыди: Я бы спросил и за актёров, но тут не очень хороший пример, потому что фильм нарочито театрализирован, и герои в нём ведут себя будто не внутри фильма, а внутри театральной постановки. Если в двадцатых такое было сплошь и рядом, то в тридцатых это уже больше кинематографическая условность, осознанное режиссёрское решение. А что скажешь о саундтреке? Здесь есть официальный композитор, Жозеф Косма. Не последний человек в истории кино.
Лена: Да музыка присутствует, хорошая, но она мне больше запомнилась в сценах коллективного времяпровождения. И тут, как мне показалось, режиссёр делал упор на развитие сюжета по диалогам персонажей. А музыка, как в театральной постановке, была междудейственного заполнения. На мой взгляд так. Ну и разница жанров слишком велика.
МакЛыди: Соглашусь. Первые саундтреки, они такие. Композиторы порой сами не понимали, что именно от них требуется и скорее пародировали самих себя. Но всё же порой музыка весьма в тему.
Лена: Как раз, когда Шумахер гонял соперника. Она добавляла комичности.

~~~

"Правила игры" не случайно затесался в список для нашего совместного просмотра, потому что его считают лучшим у Жана Ренуара, выдающегося французского постановщика (который, правда, из-за гонений и войны долгое время вынужден был творить вне своей Родины), а также постоянно вносят во всяческие рейтинги и топы с лучшими фильмами всех времён.

Когда такая информация снабжает какую-нибудь более знаменитую ленту, информация о том, чем же именно фильм застолбил себе место в киноистории уже есть в моей голове. Случайно узнал/где-то прочитал/общеизвестный факт. В этом же случае мне предстояло самому догадаться, в чём же чистое новаторство Ренуара и почему драма так любима кинокритиками и прошлого, и настоящего. И тут как нельзя лучше помогает недавно просмотренный фильм из двадцатых, в котором из нестатичных действий с камерой запомнился только медленный пролёт сквозь этажи, со специально построенными декорациями-ступеньками. Здесь же нет никакой статики. Оператор буквально летает с камерой, запечатлевая тонкости происходящей вакханалии в знатном доме порой с поражающей детализацией. Как в эпизодах с варьете или охотой на кроликов. Точного ответа у меня нет, но кажется, что именно в операторской работе, "живости" второго плана и аккуратных мизансценах кроется успех работы Ренуара.

Практически всё повествование проходит внутри одного помещения и его окрестностях, однако людей и предметов в кадре так много, что отдельные комнаты или лес за время фильма будто приобретают свою особенную атмосферу. Или даже философию. Этого всего не было бы, если б не желание постановщика сделать фильм по-настоящему камерным. Всякой челяди сюда путь закрыт. В центре сюжета оказываются лишь те, кто готов принять правила игры.

Что касается сатирического и в чём-то даже озлобленного отношения Ренуара к знати и "героям" своего времени, очевидно, что режиссёру удалось воплотить в жизнь всё задуманное. Они, хоть и просты, успевают пережить собственную драму. В финале каждый выносит из проведённого уик-энда-буффонады урок, который мог бы помочь им обрести счастье... Если бы не Игра, которая и не думает заканчиваться. Финальный монолог владельца имения – как самая главная подсказка того, что всё безобразие и откровенный цирк никуда из быта персонажей не улетучатся. Этим людям хоть кол на голове теши – так и будут плести свои узоры и ни к чему не научатся относиться с повышенной ответственностью. И лишь старина Октав, максимально сохранявший хладнокровие, но всё равно просчитавшийся, покидает огромный дом с невыносимой печалью на сердце и горестным взглядом. Вот что бывает, когда ты единственный здравомыслящий индивид в царстве дурачков. Только в том и дело, что при таком раскладе главный идиот – это ты сам. Как Достоевский завещал.

Фильм мне понравился, хотя на месте тех, кто шёл на него в кино, я бы тоже остался недоволен. Всё же тонкого режиссёрского мастерства и массы вопросительных знаков в нём куда больше, чем шуток и ситуационного юмора. Примерно 70/30. А люди ждали как раз наоборот. Время же, как и всегда, помогло расставить приоритеты.
Tags: 10 точек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments