alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Musicumentary. АББА: Фильм (ABBA: The Movie, 1977)

Что для меня музыка ABBA:
Вне сомнений, шведская четвёрка останется в памяти миллионов людей благодаря своим невероятным коммерческим успехам, которые казались чем-то экстраординарным тогда и поражают воображение до сих пор. Скандинавы, покорившие мир – звучит банально, но как иначе? ABBA были первыми представителями Северной Европы, кто взял первые места чартов во всех главных англоговорящих странах. Также нельзя забывать и победу на Евровидении (тогда это слово ещё не вызывало рвотных рефлексов), тексты на пяти разных языках, место в Зале славы рок-н-ролла… Плюс то, что они поменяли правила игры в плане клипов, первыми сделав их важной частью артиста. Ещё до рассвета MTV-эры. Знал ли о всём этом совсем юный Лёшик, когда запускал в плеере их музыку? Само собой, нет. Незамыленный тоннами разных стилей разум мальчишки просто радовался тому, как складно у группы с забавным названием получается петь и играть. Когда же я подрос и переслушал всё заново, то понял, что никакая другая поп-группа в истории не может и близко соревноваться с ABBA в плане аранжировок и искусности построения композиций. Агнета и Анни-Фрид – умницы и красавицы, но Бьорн и Бенни – мои герои, на века. Я обожаю ABBA и когда-нибудь послушаю всё то, что участники группы создали вне коллектива.

Чему посвящён фильм:
Сразу стоит сказать, что это не классический документальный фильм, а скорее полудокументальный. И если выделять какой-то определённый жанр в художественной части произведения, то это будет комедия. Непутёвый австралийский журналист, вполне удовлетворённый тем, что гоняет по кругу местные кантри и фолк-хиты, получает неожиданное задание. Грузный начальник говорит прямо: “В наш город с концертом приезжают ABBA, возьми у них большое интервью”. Ошарашенный несоответствием собственных музыкальных вкусов с тем, что играют шведы, ди-джей по имени Эшли пытается перекинуть работу на другого сотрудника радио, но тщетно. Далее нам покажут, как из-за серии забавных несостыковок Эшли придётся проехать с группой всё турне, последовательно выбивая у начальства командировочные, а запись интервью постоянно будет откладываться. Лучшее же, чем богат фильм в сюжетном плане – это его финал.

Мнение:
Лассе Хальстрём был хорошим другом членов группы, и его первые успехи в режиссуре были связаны именно со шведским коллективом. Всемирно известный в наше время режиссёр начинал с клипов для стокгольмского квартета, а эдаким бонусом стал полнометражный фильм, ставший для их поклонников культовым. В чём же заключается культовость? В фильме очень много музыки ABBA. Очень. Живым выступлениям группы в рамках австралийских гастролей посвящено 70, если не больше, процентов хронометража. Показывают всё: как готовится площадка, как тестируют аппаратуру, как обустраивается арена и как собираются зрители. Сами песни – полностью, не какие-то там нарезки, а заканчивается всё натуральным клипом на одну из композиций. При том, что “живая” часть снята без особой искусности, периодически при просмотре становится скучно. Если бы мне хотелось посмотреть концерт из семидесятых, его бы не составило труда достать.

Куда более интересны юмористические вставки с беднягой-журналистом, который строит из себя великого профессионала, а на деле оказывается простофилей, который даже звон будильника не слышит, хотя от этого звона зависит вся его карьера. Роберт Хьюз блестяще справился с ролью. Эпизоды, когда он берёт интервью у детей и обычных прохожих, веют теплотой и непосредственностью. Как будто с микрофоном никакой не актёр, а правда работник радио. Ценно и то, как с Хьюзом разговаривают люди, и то, что они говорят. На вопрос: “Почему Вам нравится ABBA?” – ни один человек не ответил что-то типа “из-за таких-то альбомов или вот этих песен”. Все аккуратно увиливают, ставя на первое место красоту нарядов артистов, “тишину” их музыки и абстрактную “мелодичность”. “Все сейчас стали такими громкими, а ABBA играют тихо; и потом, на них приятно посмотреть” – так можно представить отзыв среднестатистического австралийца о музыке шведов в те годы. Самый милый момент фильма – интервью-миниатюры с маленькими детьми из школы искусств. Они танцуют под ABBA, поют их песни, считают мужчин группы сексуальными (я не шучу), а где-то рядом по сюжету играет ‘When I Kissed the Teacher’. Халльстрём уже тогда мог творить это волшебство на пустом месте, даже в условиях музыкальной комедии.

Короткометражного фильма, ловко вплетённого в фактически полноценную лайв-запись, достаточно для того, чтобы путаться в жанровых определениях, но недостаточно для того, чтобы считать эксперимент удачным на 100 процентов. С другой стороны, история горе-ведущего была бы куцей без музыкального наполнения, и наоборот, куски выступлений из разных городов страны-материка вряд ли обрели такую популярность. То, что для съёмок была выбрана именно Австралия – удачный шаг. Соображения местных о поп-музыке тех лет очень легко сопоставить с тем, что происходит в наше время, поэтому, как ни крути, фильм ценен и как исторический экспонат. Пусть это и не было первоочередной целью, Халльстрём на примере своей любимой группы показал отношение австралийцев к музыке в целом. Был создан правильный микроклимат во время концертных выступлений и вне их, поэтому не понравиться фильм может только при одном условии. Если вы не любите группу ABBA.

Оценка: 7 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments