alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Тематическая кинорулетка. Жестяная звезда (The Tin Star, 1957)

Всем прогрессивным киноманам и синефилам известен факт, что эра классических вестернов приходится на время, когда Клинт Иствуд ещё служил в армии и пробовался в местячковых ролях, играя всяких работяг в сериалах. Популяризация жанра и гений Серджо Леоне обозначили себя тогда, когда эпоха уже уходила. Понятно, какие ассоциации у людей в XXI веке вызывает слово “вестерн”, но бесконечная пустыня, бравый герой и музыка с долей пафоса не всегда характеризовали этот жанр кино. Его классические представители отличались главным образом острой проблематикой для американского народа. Пусть речь и велась о событиях, произошедших веком раньше, вестерны выполняли не только развлекательную функцию, но и позволяли режиссёрам высказывать свои социально-политические идеи. Бывало, что второе даже затмевало первое, и тогда всё становилось ближе к драматическому жанру. Главные творцы тех лет, вроде Джона Стёрджеса и Энтони Манна – люди, в основном уже забытые. То же касается и самих фильмов: вы вряд ли найдёте их в списках “самых лучших” или “самых знаменитых” в истории. Тем интереснее знакомиться с ними сейчас, когда мир стал совершенно иным. И если в кругу любителей классических вестернов вы заикнётесь о том, что очень любите жанр, но на “долларовой трилогии” ваши воспоминания закончатся – лучше по-тихому покиньте комнату.

Казалось бы, фильм Энтони Манна мало чем отличается от остальных жанровых хитов тех лет, но несколько фактов всё-таки отметить стоит. Первый – сама фигура режиссёра. Человеком он был очень плодотворным, снимал много и брал как качеством, так и количеством. У него нет четырёх Оскаров, как у Джона Форда, но есть огромное количество поклонников из круга почитателей той самой эпохи. У них он личность почти неприкосновенная. Второй – номинация на Оскар за лучший сценарий. Сразу как характеристика всем пятидесятым – тогда без хорошего сюжета не мог прожить никто. Третий касается актёров. Опять же, не Джон Уэйн разъезжает с кобурой на боку, но Генри Фонда и Энтони Пёркинс, а в эпизодической роли появляется ещё и Ли Ван Клиф. Восхищает попадание актёров в своих героев. Фонда – умудрённый опытом охотник за головами, бывший шериф, по классике потерявший всю семью и скитающийся из города в город в поисках лёгких денег. Пёркинс – молодой шериф под каблуком, стремящийся доказать всем и себе в первую очередь, тварь ли он дрожащая или отважный герой с металлическим отличием на груди. Ван Клиф – появился три раза, но успел за это время убить безоружного старика и попытался отправить на тот свет ещё нескольких. Злодей остаётся злодеем даже при минимуме экранного времени.

В “Жестяной звезде”, несмотря на потенциальный Оскар за скрипт, нет каких-то супер захватывающих поворотов, да и, если посудить в общем, всё происходящее на экране весьма шаблонно и зрителю в 2018 году едва ли может быть интересно. Из-за этого он не может себя вольготно ощущать в, так скажем, “первой лиге”, зато во второй он просто божит. Сила Манна как постановщика кроется в мелочах. Творческий и внутрисюжетный союз Пёркинса и Фонды умело раскрывается вместе с развитием повествования. Можно отметить три кульминационных момента, благодаря которым в фильме нет ни единого провисания. Дебютный приходится на середину или даже чуть раньше, по смыслу его можно отнести к социальному аспекту. Старого (во всех смыслах) шерифа убили, звезду повесили тому, у кого только-только молоко на губах обсохло. Что же собой представляет эта пятиконечная блестяшка? Думаете, повод для гордости? Нет, мишень. Благо, что в жизни героя Пёркинса появляется человек, который столько дерьма съел, что ему теперь и крокодил не страшен. Эпизоды обучения бывалым юнца – кладезь остроумия и юмора. Второй кульминационный момент – это кусочек того вестерна, к которому мы привыкли. Лошади, горы, погони, перестрелки. Снято отлично, музыка классная (за неё отвечал небезызвестный Элмер Бернстайн), динамика на высшем уровне. Происходящее увлекает настолько, что временно забываешь лицо истинного злодея. На герое Ван Клифа, который вместе с братом пускается в бега, натворив мерзких делишек, не просто так нет никакой концентрации внимания. В истории есть ещё больший негодяй – убийца индейцев, сыгранный Невиллом Брэндом. Именно его встрече с шерифом посвящена третья вершина сценария, плавно перетекающая в красивый финал. То, как Пёркинс отыгрывает последние 5 минут – это надо видеть. Запечатлеть его взгляд в начале и в развязке – будто два разных актёра.

В совокупности мы имеем во всех смыслах приятный фильм, который благодаря мудрым режиссёрским решениям смотрится на одном дыхании даже при полной потере актуальности. Как и любой классический вестерн, он берётся за освещение нескольких идей и со всеми справляется если не на 5, то на твёрдую четвёрку. А в завершении хочется рассказать самую яркую шутку этого кино, над которой я смеюсь уже несколько дней, как вспоминаю. Фонда приносит шерифу документ на подпись. Нужно, чтоб получить вознаграждение за пристреленного головореза. Малец не подписывает, юлит, начинает говорить на отстранённые темы. Тут из близлежащей таверны выпадает мёртвый индеец. Пёркинс тут же хватается за револьвер и мчит вершить правосудие, слыша от Генри вместо слов поддержки: “Подпиши, потом иди”.

Оценка: 7 из 10.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments