alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №29

Предъюбилейный выпуск.

Kaz Hawkins - Don't You Know
Год: 2017. Жанр: Soul, Blues.
Треклист:
1. Nendrum
2. Don't Slip Away
3. Because You Love Me
4. Don't You Know
5. Surviving
6. Better Days
7. Alabama Love
8. The River That Sings
9. Lipstick & Cocaine
10. Hallelujah Happy People
11. Don't You Know
12. My Daughter My Reflection

Ато, Ник и Каз - так звали трёх бесполых талисманов Чемпионата мира в Японии и Южной Кореи по футболу. До сих пор думал, что это выдуманные имена, которым нет аналогов в реальности, однако новый тур Рулетки свёл меня с женщиной по имени Каз. Что интересно, к Азии она не имеет никакого отношения - родилась и живёт в Северной Ирландии. По фотографиям ей уже глубоко за 40, что тоже удивило - слишком мало релизов и информации в интернете для такого возраста. Однако есть удобный личный сайт и страничка на ФБ, откуда в совокупности мы имеем: 45 лет, 3 студийных альбома (о двух из которых Диски не осведомлены), звание "суперзвезды соула" на родине, а также несколько местных музыкальных премий. Вдобавок стоит отметить, что Каз совместила приятное с полезным. Она очень любит носить шляпы, которые меняет одну за другой, после чего продаёт, а вырученные деньги пускает на благотворительность. Подведём промежуточный итог - приятная внешность, работа в одном из любимых жанров, прямое причисление к "тихим шедеврам", чёткая жизненная позиция. Это бинго.

Загаданный альбом - последний в дискографии певицы. Он был записан в соавторстве с Сэмом Йорком - ещё одной звездой местного разлива. По всей видимости, Сэм отвечал здесь за минималистичные аранжировки, в которых иногда даже прослеживались соло на акустической гитаре. Никаких претензий к музыке - всё аккурат так, как требует соул: тихо, тепло, уютно. И ничего не выпячивается, чётко вплетено в концепцию. Насчёт вокала всё не так очевидно по одной-единственной причине - ну ооочень похоже на Адель. Даже в официальной биографии на сайте певицы это отмечают почти в первую очередь. Вплоть до песни пятой-шестой вообще никаких отличий, потом начинаются мини-вокальные соло и голосовые переходы, свойственные джазу, и вот уже перед нами никакая не Адель... но к концу спокойная (в меру чувственная) манера петь возвращается, и снова нахлынывают ассоциации. Впрочем, тонуть в сравнениях - это всё-таки лишнее. Перед нами крепкий образчик современного европейского соула и одновременно лонгплей в статусе "о нём никто не знает". Надо это дело исправлять! Пусть кто-то посмелее берёт высокие ноты, а у кого-то мощнейшие саксофон с трубами, таланта Каз и её команды вполне достаточно для того, чтобы занять своё прочное место в индустрии.

Итог: очень близко к статусу "тихого шедевра".
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,5.



Aksak Maboul - Onze danses pour combattre la migraine
Год: 1977. Жанр: Free Jazz, Art Rock, Experimental.
Треклист:
1. Mercredi Matin
2. (Mit 1) Saure Gurke (Aus 1 Urwald Gelockt)
3. Animaux Velpeau
4. Milano Per Caso
5. Fausto Coppi Arrive!
6. Chanter Est Sain
7. Son Of L'Idiot
8. DBB (Double Bind Baby)
9. Cuic Steppe
10. Tous Les Trucs Qu'il Y A Là Dehors
11. Ciobane
12. The Mooche
13. Vapona, Not Glue
14. Glympz
15. Three Epileptic Folk Dances
16. Autre Chose D'Autre
17. Mastoul Alakefak
18. Comme On A Dit

Сложно отследить тот этап истории, когда экспериментальная музыка была в почёте. Не имеющие никакого отношения к крупным лейблам, большим концертным площадкам и масс-медиа, музыканты с альтернативным взглядом на мир в любом веке могли украсть себе лишь небольшую часть пирога. Однако раз выбрал такой путь - не обессудь: радуйся и тем полутора людям, что станут твоими поклонниками. В наше время, правда, дела обстоят немного иначе, ведь словосочетания "экспериментальный рок" или "экспериментальная электроника" уже ни у кого не вызывают особенных эмоций (и могут быть обращены к каким угодно внутрижанровым хитросплетениям), а вот в семидесятые-восьмидесятые дела обстояли несколько иначе. Именно тогда мир радовал дуэт Марка Холландера и Венсана Кени, озаглавленный забавным для русского уха словосочетанием Aksak Maboul (навевает генбуровскую 'Panpan Cucul'). Их два альбома, выпущенные между 1977 и 1981 годом, можно сколько угодно укладывать в жанровые рамки: фри-джаз, фьюжн, авангардный рок, этно, акустика или spoken word, суть же всё равно останется той же. Словосочетание 'экспериментальная музыка' к творчеству бельгийцев подходит просто идеально. Лютый авангард, музыкальный арт-хаус, если хотите.

Анализировать такую музыку сложно. Даже тяжелее, чем классику. Фразы наподобие "этот трек выбивается из основы пластинки" или "на примере этого клавишного соло мы можем прочувствовать меланхолию, царящую в душе музыканта" употребить можно, да только вот к пониманию того, чем действительно является этот альбом, они не добавят ни гроша. С первой до последней секунды на вас обрушивается куча мелких фрагментов, сыгранных на массе (их тут около 10) музыкальных инструментов, сдобренные вокальными вставками на французском языке, и неподготовленного слушателя такое звучание гарантированно выбьет из зоны комфорта. Однако если вы человек искушённый и не понаслышке знаете имена Эдгара Вареза и Терри Райли, творениями которых бельгийцы были вдохновлены, то приятные ощущения при прослушивании вам обеспечены. В конце концов, какую-никакую структуру альбом всё-таки имеет, и чем ближе к концу, тем более явственнее становится картина происходящего. Это не нойз с его безумным шумом и физическим операциям с магнитной лентой, а вполне приятная музыка с намёком на концептуализм.

Третий альбом группы вышел через 34 года после предыдущего. Он оказался столь успешен, что сейчас Aksak Maboul разъезжают по миру с концертами. Уже немолодые композиторы приглашают в качестве сессионных музыкантов различных молодых энтузиастов, совмещая приятное с полезным: и себе на колбаску заработать, и щеглов премудростям обучить. Так тоже бывает. Недаром умный человек когда-то сказал, что талант не пропьёшь. Альбомы Aksak Maboul - это яркий след в золотом фонде альтернативного искусства. Рекомендую всем поклонникам джаза и минимализма.

Итог: иное.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,0.



Dikta - Hunting for Happiness
Год: 2005. Жанр: Indie Rock.
Треклист:
1. Losing Every Day
2. Breaking The Waves
3. Chloë
4. This Song Will Save The World
5. Remember Me
6. Someone, Somewhere
7. WM3
8. My Other Big Brother
9. Greater Good
10. Flies Don't Tell
11. My Favourite Friend
12. A Way Out

Dikta - это исландская инди-рок банда, о которой вы наверняка ничего не слышали. Как мы представляем себе исландскую музыку? Электроника, пост-рок, много метала. Холодного, атмосферного метала. Люди растут в такой приятной атмосфере, что правильный градус меланхолии закладывается в них ещё до школы. На музыке это тоже отражается, само собой. Но в любой стране есть музыканты, которые не то чтобы не гордятся своей национальностью, но хотят в творчестве свести к минимуму нац.колорит. И Dikta именно из таких. Послушав их, вы вряд ли дадите себе ответ на вопрос, как звучит исландский инди-рок. Есть уверенность, что ответ кроется в музыке других групп. Dikta же и по духу, и по звучанию, и по музыкальным инструментам - чистые британцы. Если вы являетесь заложником предрассудков, заточенных на принадлежности творцов к определённым течениям, то дважды подумайте перед тем, как слушать. Если же вы нормальный человек, то слушайте МакЛыди. Второй альбом группы, 'Hunting for Happiness', это нечто из ряда вон выходящее.

Dikta - это исландская инди-рок банда, о которой вы наверняка ничего не слышали. Ни одного проходного трека. Ни единого. Казалось бы, всё стандартно: соло, ритм, бас и барабаны. В момент энергетических экстремумов к ним подключается ещё акустическая гитара, но этим тоже никого не удивишь. Так в чём же секрет успеха? Уже несколько дней прошло, а я так и не могу этого понять. Можно отделаться банальными фразами, мол "парни делают с душой" и тому подобное, но кому это надо? Есть одна мысль, но и над ней можно подискутировать. Заключается она в том, что исландцам в инди-роке ничего никому не надо доказывать. В то время, как творцы по обе стороны Атлантического океана то и дело стремятся перещеголять друг друга, выпуская каждый день тысячу альбомов и миллион синглов, такие ребята, как Dikta, тихо-мирно сидят у себя на студии и планомерно обкатывают каждый трек, доводя его до близкого к идеалу. Никто не торопит. Никто не заплатит больше, если выпустить альбом на месяц раньше. Фанаты не стоят под студией в поисках автографа, фанатки не светят на концертах обнажённой грудью. Инди-рок Скандинавии и прилежащих стран - это своя атмосфера. Но кто бы знал, что там есть группы, которые заслуживают всего того, что есть у современных звёзд инди-культуры. И даже больше.

Dikta - это исландская инди-рок банда, о которой вы наверняка ничего не слышали. Но должны услышать. Фантастическая музыка. Лёгкая, искренняя, мощная. Безумная, многогранная. Тёплая. Вторичная? Идите нахуй все, кто посмеет мне такое сказать. У вас там Пинк Флойд четырнадцатый раз не переслушаны.

Итог: казалось бы, любить Исландию сильнее уже некуда, но не тут то было.
Треки для Избранного: около 10.
Оценка: 9,0.



Maggie Reilly - Echoes
Год: 1992. Жанр: Pop, Soft Rock.
Треклист:
1. Everytime We Touch
2. Tears In The Rain
3. Echoes
4. You'll Never Lose
5. Gaia
6. Real World
7. I'm Sorry
8. Wait
9. What About Tomorrows Children
10. Only A Fool
11. I Know That I Need You

Мегги Райлли стала известна благодаря своему сотрудничеству c Майком Олдфилдом. Её вокал используется сразу в нескольких песнях британца. Именно в тех, которые сделали его знаменитым в широких кругах. Не у всех найдётся время слушать концептуальные инструментальные запилы по 20 минут, а вот 'Moonlight Shadow' и 'To France' не слышал только глухой. Как вы уже поняли, обе песни исполнила Мегги. До сотрудничества с композитором она пела в группе Cado Belle, а распрощавшись с Майком, как и полагается, начала сольную карьеру. Не считая сингла 'As Tears Go By' (1984 год), стартом можно считать 1990 год, когда вышел 'What About Tomorrows Children'. Полноформатный же альбом попал на прилавки магазинов два года спустя. На волне памяти недавних хитов, записанных в дуэте с Олдфилдом, дебютник Райлли пользовался определённой популярностью. С годами интерес к персоне певицы начал спадать, ни один из последующих релизов такого интереса не вызвал. Что уж говорить о нашем времени, с трёх/четырёхзначным количеством лонгплеев, выпускающихся еженедельно. О Мегги, как и ещё о куче певиц из девяностых, уже никто не помнит. Тем интереснее было прослушивание для меня - человека, который любит выискивать всякие жемчужины в разных жанрах.

С самой первой песни, 'Everytime We Touch', меня стали терзать смутные сомнения. Это же... Cascada. Конечно же, я всегда знал, что немецкие электронщики за всю историю группы наверное и строчки стихов не написали, всё стырили. Однако казалось, что именно эта песня, ставшая в их дискографии определяющей, должна принадлежать артисту с более звучным именем. Но нет, это песня авторства Мегги Райлли и Арманда Волкера. Ещё несколько песен с альбома оказались мне знакомыми по той же причине - каверы от электронных артистов не первой величины. Восприятию альбома этот факт не помешал. Жанрово 'Echoes' можно к отнести к попу, но есть здесь и мягкое софт-роковое звучание. В одной песне можно услышать даже соло на акустической гитаре. При моём более чем благоприятном отношении к поп-музыке, к тем самым жемчужинам дебютную пластинку шотландской певицы отнести никак не получается. Основная причина - лекальность треков, отсутствие внутриальбомного настроения. Другими словами - перед нами список песен, каждая из которых сделана по единому принципу. Звучание это устарело ещё в девяностых, музыкально лонгплей ничем не может удивить. Есть две идеи, почему такая музыка может нравиться и в 2k18. Либо тут виной чрезмерная любовь к самой эпохе, либо причина в свежем как весеннее утро вокале певицы. И тут без претензий. Если рассматривать альбом сугубо как представителя своего поколения или как представителя вокальной поп-музыки - он вполне хорош. Те же условности, о которых я упомянул, будут в XXI веке преградой для любого прогрессивного слушателя. Прогнать в плеере 'Echoes' разок-другой можно, но на этом знакомство с сольным творчеством певицы, скорее всего, закончится.

В числе прочего, в 1982 году Олдфилд замутил The Mike Oldfield Group - гитары, синтезатор и Мегги на вокале. Выпустили один сингл 'Mistake' и дальше продолжили релизить материал под именем Майка. Вот это по-настоящему классная песня. Если иронично делать рядом с именем Райлли тег 'ex-The Mike Oldfield Group', тогда неудивительно, что мне лишь частично зашёл сольник. Я даже у самых любимых исполнителей творчество вне группы не очень жалую, в тех случаях, когда оно началось уже после распада.

Итог: для попа мало шоу, для софт-рока мало энергетики.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 5,5.



Funkadelic - Funkadelic
Год: 1970. Жанр: Psychedelic Rock, Funk.
Треклист:
1. Mommy, What's A Funkadelic?
2. I Bet You
3. Music For My Mother
4. I Got A Thing, You Got A Thing, Everybody's Got A Thing
5. Good Old Music
6. Qualify & Satisfy
7. What Is Soul

If you will suck my soul
I will lick your funky emotions
(Hey baby, hey...had something last night...man, it was strange...it taste so good...it was some good stuff)
Do it again


Таким интро от Эдди Хейзела начался этот альбом и одновременно путь группы Funkadelic к музыкальному олимпу. По прошествии лет уже сложно сказать, какой из двух проектов Джорджа Клинтона стал главным в его жизни, поэтому Parliament и Funkadelic ходят парой во всех меломанских рейтингах. Даже в Зал славы рок-н-ролла чёрный чувак с вечным бардаком на голове вошёл как член объединения "Parliament-Funkadelic", которое вроде как никогда и не распадалось. Этого нельзя сказать о творческой жизни групп по отдельности. Parliament изначально задумывался как более коммерческий акт. Озорная и простодушная музыка группы должна была выстреливать в основном синглами, без намёков на концептуальность и самовыражение. Однако Клинтону быстро стало тесно в рамках одного жанра, и фактически параллельно, в том же 1968 году, появились Funkadelic. Музыканты, в основном, те же самые, а вот звучание совсем другое - психоделика, арт-рок, высокие материи. И по началу лишь тонкие намёки на фанк как таковой. Серьёзная телега, фактически продолжающая традиции Джимми Хендрикса и других американских темнокожих интеллектуалов тех лет, так захватила Клинтона и компанию, что на Parliament вскоре решили совсем забить - после выпуска дебютного альбома группа распалась (можно ли так говорить в подобном случае - спорный вопрос; все ведь остались на своих местах). Ближе к середине семидесятых произошло обратное действие: пресытившиеся альтернативным звучанием музыканты решили расслабиться и возродили Parliament, ну а чуть позже оба коллектива начали играть примерно одно и то же. Жанр, который до сих пор ассоциируется в основном с семидесятыми и с настоящим оркестром имени Джорджа Клинтона. Речь, само собой, о пи-фанке.

Всё это было известно мне и до этого раунда игры, да и сам альбом я когда-то давно уже слушал. Но нигде не зафиксирована ни оценка, ни отзыв, поэтому подобное переслушивание можно приравнять к дебютному прослушиванию. Как говорится, то было давно и неправда. Малолетний Лёшик, только-только получивший компьютер и какой-никакой интернет, пытался откусить изо всех эпох по чуть-чуть, вот и Funkadelic попали в плейлист. Сейчас же, уже многое повидавший и послушавший, я могу смело сказать, что это фактически идеальное задание для меня в рамках этой игры. И дело даже не в самом качестве музыки (Funkadelic, как и всё, к чему приложил руку Клинтон в семидесятые, прекрасны), а в том, что закрывать массивные дыры в своих меломанских познаниях с помощью Рулетки приятно вдвойне. Когда б я ещё вспомнил об этих фантастических ребятах? Нынче в плеере в основном музыка нового века, так расставлены мои приоритеты. Но послушать и, что ещё важнее, почитать о героях прошлого - это я всегда за.

Второй абзац, который обычно у меня в рецензиях является ключевым, в этот раз получился скорее обо мне, чем о группе. Ну а что поделать? О классике писать тяжелее всего. Если же постараться, то следует вам рассказать о трёх главных ассоциациях, просочившихся в моё сознание при прослушивании этих семи неземных композиций. Первая - шабаш. Пляски вокруг костра, полуголые люди, абсолютная искренность и отрешённость от внешнего мира - вот это всё. Под действием запрещённых веществ ли, или просто забавы ради - не буду делать вывод. Вторая - импровизация. Музыканты так нежно обращаются со своими инструментами и так внезапно врываются в определённые моменты, что чувство "одомашненности" не покидает ни на секунду. Эдакий афроамериканский квартирник, с кучей инструментов и аппаратурой для записи. Третья - "они похожи на всех, и одновременно не похожи ни на кого". Порой хмуришь брови и думаешь: "А законно ли это вообще? Я ж такой рифф уже 50 раз слышал". Но к концу каждой из композиций на лице всё равно улыбка. Оттого и восторженные отзывы критиков. Оттого и народная любовь. Лучезарность души не спрячешь, хоть ты арт-рок играешь, хоть грайндкор.

Если среди прочитавших этот отзыв найдутся люди, которым слово Funkadelic ни о чём не говорит - знайте, не надо так. Они вроде не нуждаются в слушателях из нового поколения, до сих пор довольно популярны, но тем не менее. Такую музыку лучше один раз послушать, чем 100 раз о ней прочесть.

Итог: история подвела его за меня.
Треки для Избранного: ничто особо не выбивается, тут важен концепт.
Оценка: 8,0.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments