alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Тематическая кинорулетка. Одинокая женщина (Kobieta samotna, 1981)

Прежде всего хочется отметить весьма депрессивный постер фильма. В хорошем качестве он не сохранился, какой есть:


На момент начала съёмок Агнешка Холланд была уже весьма опытным постановщиком: участвовала в компоновании киноальмонахов, а также самостоятельно сняла две короткометражные и три полнометражные картины (к одной написала сценарий сама). Очевидно, что когда в мире польского искусства поднялась буча, Холланд просто не могла остаться в стороне. Фактически, два этапа - становление большого по меркам Восточной Европы режиссёра и эпоха морального беспокойства - наложились один на другой. Вынужденная творчески расти в подобных условиях, в такое тяжёлое для страны время, Холланд сконцентрировала своё внимание на драматическом жанре. Работа внутри него в кино и на ТВ, а также написание высококачественных сценариев, по которым европейские режиссёры создавали свои шедевры, сделали полячку мировой знаменитостью. Первым же её фильмом, "дожившим" до наших дней в приемлемом качестве, является "Одинокая женщина", 1981 года. В кинотеатрах проката не было (ТВ-проект), а на кассетах, как утверждает IMDB, он вышел только в сентябре 1987.

Название недвусмысленно - в центре сюжета уже немолодая работница почты Ирена. Она живёт с маленьким сыном и одинока не столько физически, сколько морально. Встречаясь с новыми людьми, Ирена всегда рада их выслушать, но как только слышит вопрос: "Расскажешь что-нибудь о себе?" - тут же пытается сменить тему. Если собеседник оказывается слишком настойчив, то ему в ответ выдаётся пулемётная очередь из фактов, которые произносятся с каменным лицом и безутешным взглядом. "Отец бил, гражданский муж бил, никогда не могла за себя постоять. Никто меня не любил, ото всех пришлось сбежать. Живу в паршивых условиях, для сына примером стать не могу. Бью его иногда, во благо. А потом плачу..." Жестокость и натуралистичность, с которой Холланд рассказывает нам эту рядовую, в общем-то, историю бедной семьи, вызывают отторжение. Напрашивается сравнение с Югославской чёрной волной, представители которой хоть и касались злободневных тем, с помощью музыки и ироничного подхода к тематике смерти оттеняли тяжесть ситуации, заставляя зрителя даже улыбнуться иной раз. У Холланд всё иначе. Вместо шуток - плач, вместо подколок - ругань, вместо саундтрека - стук рельсов, ведь недалеко от флигеля, в котором живут Ирена с ребёнком, располагается железная дорога. Она - один из главных символов этого фильма, куцего на художественные выражения. Что интересно, все основные образы, к которым также можно отнести вымоченную в горячей синей краске рубашку, телевизор и безумный крик, связаны с юным героем. Бесконечные же беседы его мамы с тёткой, коллегами и работниками школы не несут никакой ценности. Понимание того, что "хуже быть не может", приходит слишком быстро, оттого и сопереживания героям практически нет. Холланд осознанно делает созерцательность главным аспектом повествования, что очень ослабляет основной посыл фильма.

Есть тут ещё один главный герой - Яцек. Совсем не старый, но уже униженный и оскорблённый. Посредством травмы на производстве, он остался калекой на всю жизнь и теперь скромно доживает свои деньки на съёмной квартире, пытаясь аккуратно уложить затраты в получаемую пенсию. Их встреча с Иреной - безумно вспыхнувшая любовь, это вы прочтёте в любом синопсисе к фильму. Но так ли это? Можно ли называть любовью чувство, когда один человек без умолку твердит: "Ирена, я люблю тебя! Люблю!" - а второй, украдкой подходя к дому после рабочего дня и видя в нём суженого, с придыханием умоляет господа: "Только бы он от меня не ушёл". Система ценностей главной героини претерпела непоправимые изменения ещё до того, как Яцек появился в её жизни. Восстановлению не подлежит. Их отношения кажутся обречёнными ещё задолго до того, как Яцек, освирепевший, первый раз поднимает на Ирену руку. Нет, любовь здесь не живёт. Страсть, кстати, тоже - об этом можно судить по тому, как Ирена методично раздевается перед первым сексом с новым знакомым. Для неё это как галочка в блокноте, а для него, может быть, лучший момент жизни. И на признание, оброненное с плачем: "Мне ни с кем ещё не было так хорошо!" - она может только пожать плечами и неловко обнять. В русском языке нет слова, чтобы описать такие отношения, я даже писал как-то об этом ранее. Зато есть замечательные стихи от группы 25/17:

А между нами просто случилась жизнь,
Наступит утро, будет повод, ложись.
А ближе к вечеру по новой, давай на бис,
Я без кожи, голый провод – стриптиз.
Мой стриптиз.


Сухие факты таковы, что в попытке сделать грубое агитационное высказывание (думаю, им в той или иной степени является каждый польский фильм того времени) Холланд упустила многие тонкости, без которой сценарий любой драмы кажется статичным. Эпизодические наезды камеры в царстве минимализма кажутся ходом почти революционным. Огромное количество эпизодов "Одинокой женщины" слабы драматургически, а некоторые, как когда Яцек свалил наземь случайного прохожего и стал кричать ему: "Ты хуй! Ты хуй!" - вообще непонятно, зачем нужны. Чтобы понять жизненные перипетии каждого из персонажей достаточно двух-трёх минут, но фильм идёт целых полтора часа. Такой хронометраж при нулевом развитии персонажей и очень слабом выстраивании мизансцен (возможно, тому виной крохотный бюджет) оказался непосильной ношей. Может быть, кому-то для положительной оценки этой драмы будет достаточно общего месседжа, но любой политизированный выпад интересен будущим поколениям во многом благодаря своей неиссякаемой актуальности. Холланд не преуспела и в этом.

Оценка: 5 из 10.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments