alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №28

Первый выпуск в этом году. В игре был длительный перерыв.

Niechec - Niechec
Год: 2016. Жанр: Alternative Rock, Avant-garde Jazz, Jazz-Rock.
Треклист:
1. Koniec
2. Rajza
3. Echotony
4. Metanol
5. Krew
6. Widzenie
7. Atak
8. Trzeba To Zrobić

Понятие "мёртвый жанр" стало нарицательным не год и не два назад. Как только пластинки покидают мировые чарты, группы усиленно распадаются, а новых релизов внутри жанра становится всё меньше, злопыхатели тут же вешают ярлык 'dead'. Несмотря на то, что бритпоп, евродэнс, гранж, да даже диско лонгплеи продолжают в минимальном количестве появляться и в 2017-ом, жанры уже давно считаются почившими и не могут привлечь хотя бы минимального внимания широкой публики. Где-то там затесался и фьюжн. Переживавший во времена Фрэнка Заппы свои лучшие времена, сейчас он где-то на задворках. В топах за год вы с трудом найдёте какой-нибудь новый джаз-рок альбом, все новые артисты сплошь ноунеймы, которые не ставят себе задачей стать примами, а Грэмми-награды джазовикам выдаются на пре-пати: незадолго до основной церемонии, тихо, чтобы никто не слышал и не видел. Выцепить джаз-рок по радио тоже задачка та ещё: в моде совсем иное, поэтому если ди-джей включает нечто авангардное, то тут два варианта: либо время где-то 3-4 ночи и все основные слушатели видят уже десятый сон, либо сама станция не претендует на что-то серьёзное и специализируется на экспериментальной музыке. С телевидением та же ситуация. Таким образом, новые записи в сабжанрах джаза это то, что ты можешь найти только своими руками. Их и так немного, хороших среди них - ещё меньше. Но кто ищет, тот всегда найдёт.

Поляки Niechec - это те самые энтузиасты нашего времени, которые вопреки всему пишут фьюжн. Они тихо-мирно обитают на Бэндкэмпе, продавая альбомы от 7 до 25 евро за один экземпляр, в зависимости от вида релиза. Дебютный лонгплей был презентован в 2012-ом году, второй - в 2016-ом. На главной странице их личного сайта до сих пор красуется пресс-релиз с тремя короткими отзывами, посвящённый первой работе группы. Эти мини-рецензии взяты не из Pitchfork или Rolling Stone, а из местных польских газет, что как бы намекает на то, в каком состоянии сейчас жанр в общем и группа в частности. Вот эти отзывы:

Цитата:
Для этого поколения сочетание жанров и стилей уже не эксперимент, это хлеб, вода и воздух, очевидная очевидность. Хитрость заключается в том, чтобы понять это неочевидным образом. В битве наших современников мой выбор - Niechec.
Ерджей Слодковски, Gazeta Co Jest Grane

Цитата:
Острый, как перец, сумасшедший, как фри-джаз, классный, как классический рок, и, кроме того, даже психоделический. Это я о Niechec. Их самое большое достижение - закрытие легендарного джаз-клуба «Аквариум» в Варшаве. Своей игрой они восхитили всех, посрамив старых джазменов. Итак, всё понятно - вот новый голос на сцене. Немного джаза, немного рока, и, прежде всего, крутости.
Томаш Хандзлик, Gazeta Wyborcza

Цитата:
Ещё одно доказательство того, что польская молодая джазовая сцена - в отличие от рок-музыки - велика. Альбом Niechec уже называют джазовым дебютом года.
Пётр Мец, Wprost

Можно бы было подумать, что поляки хвалят своих героев, потому что больше им ничего не остаётся, нет альтернативы. Однако поспешу вас разуверить. Быть может, Niechec действительно тянут на героев нации, но это прежде всего потому, что их музыка удивительно хороша. Отбрасывая все жанровые предрассудки и разговоры о кризисе, перед нами 44-минутный лонгплей, полный красивых музыкальных ходов и удивительных открытий. Уже очень давно мне не попадалась группа, в которой саксофон является ключевым инструментом. Все любят сакс, это не открытие, однако в наше время его принято постоянно задвигать на второй план и нагружать только адаптивными функциями. Niechec же идут вразрез этому тренду. За инструментом Мацей Цверчовски, и своей игрой он буквально заставляет сердце выпрыгнуть из грудной клетки. Тут и обычные эффекты, и игра на втором плане, и контр-выпады в пиковых энергетических моментах композиций, и даже в какой-то мере задание ритма. Перкуссия, гитары, клавишные - все молодцы, но именно оригинальное звучание саксофона делает творчество группы уникальным. И абсолютно очевидно, что при должной раскрутке, хорошей промо-компании и релизам на мировых лейблах группа могла бы добиться мировой известности. Но сколько раз я уже писал это в своих предыдущих рецензиях...

И всё же главная ассоциация, которая засядет в моей голове относительно альбома, это не джаз, не качество и даже не саксофон. Это энтузиазм. Энтузиазм музыкантов - в первую очередь. Энтузиазм продюсеров, студийных работников, журналистов и всех прочих, кто причастен к тому, чтобы альбом был записан и получил хоть какую-то огласку - во вторую очередь. Энтузиазм слушателей, которые не отчаиваются и продолжают искать жемчужинки в тонне непритязательного - в третью, но в какой-то мере в главную очередь. Любая музыка не существует без своего слушателя. Надежда на то, что люди, делающие возможным употребление словосочетания "польский фьюжн", ещё дадут о себе напомнить, жива в моей душе.

Итог: бриллиант из мира современного джаза.
Треки для Избранного: 'Krew'.
Оценка: 8,5.



Dream Wife - Dream Wife
Год: 2018. Жанр: Alternative Rock, Punk, Indie Rock.
Треклист:
1. Let's Make Out
2. Somebody
3. Fire
4. Hey! Heartbreaker
5. Love Without Reason
6. Kids
7. Taste
8. Act My Age
9. Right Now
10. Spend The Night
11. F.U.U.

Dream Wife - это инди/панк-рок трио из молодых девчонок. При желании можно ещё притарабанить инди-поп и пауэр-поп, грани которого с панком последнее время смываются всё больше. Собравшись в 2016 году, они сразу засели в студии, дабы побыстрее как-то заявить о себе. EP, сингл, EP, сингл, ещё сингл, и вот в начале 2018-го вышел полноформатник. В прошлом году был альбом, схожий по звучанию с Dream Wife - лонгплей от Charly Bliss. И там и тут мягкая лирика, напористый вокал, иногда переходящий на крик, а также смелые отсылки к семидесятым с их нью-вейвом и классическим панком. Критики оценили дебютную работу Dream Wife очень здорово, Леони Купер из NME так и вовсе дала высший балл. Я же, послушав альбом три раза, так и не смог отметить в нём чего-то особенного. То, что гарантированно отложилось бы в памяти как маркер того, почему Dream Wife достойны внимания. “I am not my body / I am somebody” - поёт исландка Ракель Мьол Лейфсдоттир (для которой, кстати, Dream Wife уже вторая группа), заставляя голову двигаться в такт и улыбаться, но потом начинается уныние. Потом снова прекрасное

I feel like I love you without reason
I feel like I love you (oh)

So let's be kids
Let's be kids
Let's be kids and fall in love


...и снова скукота. Благодаря нескольким точкам экстремума трио, вне сомнений, будет у меня на карандаше, но ощущение того, что этот альбом должен был быть сильнее, чем оказался, не покидает. От этого грустно.

Итог: очень неровно.
Треки для Избранного: 'Love Without Reason'.
Оценка: 5,5.



Crowded House - Woodface
Год: 1991. Жанр: Alternative Rock, Pop Rock.
Треклист:
1. Chocolate Cake
2. It's Only Natural
3. Fall At Your Feet
4. Tall Trees
5. Weather With You
6. Whispers And Moans
7. Four Seasons In One Day
8. There Goes God
9. Fame Is
10. All I Ask
11. As Sure As I Am
12. Italian Plastic
13. She Goes On
14. How Will You Go

Начиная с шестидесятых годов прошлого века, поп-рок как явление пережил несколько видоизменений. Взяв от рока основные музыкальные инструменты, а от попа простую структуру, которая в подавляющем числе случаев представляет собой "куплет-припев-куплет-припев-проигрыш-припев", симбиоз жанров всегда считался чем-то второплановым, неинтеллектуальным. Звёзды классического и прогрессивного рока, заступая на территорию поп-рока, сразу получали подзатыльники от фанатов, а поп-звёзды при немногочисленных потугах писать поп-рок терпели полное фиаско, за редким исключением. Ближе к восьмидесятым, с появлением альтернативного рока, его поп-собрат впитал в себя некоторую агрессивность звучания, которая выражалась прежде всего в голосовых модуляциях, и вместе с этим жанр окончательно встал на ноги. Пока не начала обретать вес инди-культура с её бесконечными релизами на никому неизвестных лейблах, поп- и софт-рок переживали свои лучшие деньки. Сейчас же, в наш распрекрасный век технологий, под определение поп-рока попадают альбомы, на которых ни разу не была использована гитара. Все музыканты, которые помнят девяностые, не стесняются в выражениях, когда их просят описать музыку групп типа Imagine Dragons. Кажется, что поп-рок навсегда утратил позиции, и в будущем его едва ли кто-то будет воспринимать всерьёз...

Погружаясь в историю поп-рока, на ум приходят разные коллективы, которые базировались в Соединённом Королевстве. Однако были интересные представители лёгкого рока и за его пределами. Одним из таких была банда Crowded House из Австралии с новозеландцем Нилом Финном во главе. Пик их творчества пришёлся на 1985...1996 год, когда было выпущено 4 альбома в "золотом" составе: вокал и гитара Финна, басс Ника Сеймура, барабаны Пола Хестера. Также с группой работали брат лидера группы Тим и гитарист Марк Харт, начиная с 1992 года. На протяжении всех 12 лет группа не вылазила из чартов как на своём материке, так и в Европе, и даже в Северной Америке, где поп-рок никогда не был суперпопулярен. В середине девяностых Нилу стало "душно" в рамках группы, и он распустил её с целью начать сольную карьеру. Через десять лет, в 2006, коллектив собрался снова. Поводом тому послужил безвременный уход из жизни Пола Хестера, повесившегося на дереве в парке, недалеко от своего дома в Мельбурне. Это было не просто турне с целью почтить память музыканта и друга, а полноценная работа на студии и серия концертов по всему миру. Критики приняли те альбомы весьма благосклонно, хотя от классических Crowded House на них мало что осталось. В 2011 группа снова распалась, после чего был только один короткий реюнион в 2016. На этот раз причина была куда более позитивная - принятие группы в святую святых австралийской музыки, ARIA Hall of Fame.

'Woodface' - третий альбом группы. Нельзя утверждать, что Финн и компания шли в ногу со временем, поскольку никаких экспериментов в звучании на пластинке не замечено. По своей атмосфере музыка Crowded House тех лет ближе к классическому року, нежели к альтернативному, а романтичная лирика с долей метафоризма лишь усиливает приятные впечатления. Вокал новозеландского мечтателя, который может быть вам знаком по знаменитой 'Song of the Lonely Mountain', поражает своей нежностью и лёгкостью. Певец будто вещает нам с небосвода, с каждой песней всё больше открывая уголки своей души с целью максимально гармоничного диалога со слушателем. В поп-роке это всегда очень ценилось, ведь если не умеешь запиливать соло на 5 минут, а вокально дай бог охватываешь пару октав, то эмоциональный всплеск - это то немногое, на что ты действительно должен делать ставку. Нил Финн в этом деле оказался мастером. Его вокал мне чем-то напомнил уже любимого Келли Джонса из Stereophonics. Бриллиантами альбома являются разные по настроению 'Fall at Your Feet' и 'Four Seasons in One Day'. Помогут забыть о любых невзгодах. В целом же хочется подвести итог: Crowded House едва ли откроют вам что-то новое в музыкальном плане. Это очень настроенческая, незатейливая музыка, которую, тем не менее, язык не повернётся назвать плохой из-за её эмоциональности и всего того, что вкладывает Нил Финн как при написании стихов, так и при их исполнении. В ранге себе подобных австралийцы всегда будут стоять особняком не из-за взрывных припевов или экспериментов с электроникой, а благодаря своему лидеру, который с любовью отнёсся к жанру, в чём-то даже его изменив, и не боялся быть взрослым ребёнком.

Итог: эмоционально и мило.
Треки для Избранного: 'Fall at Your Feet', 'Four Seasons in One Day'.
Оценка: 6,5.



Lynyrd Skynyrd - God & Guns
Год: 2009. Жанр: Southern Rock.
Треклист:
1. Still Unbroken
2. Simple Life
3. Little Thing Called You
4. Southern Ways
5. Skynyrd Nation
6. Unwrite That Song
7. Floyd
8. That Ain't My America
9. Comin' Back For More
10. God & Guns
11. Storm
12. Gifted Hands

Появление такого задания можно напрямую связывать с новостью о том, что 25 января было объявлено о прощальном туре группы. История коллектива, трагическим происшествием разделившаяся на два неравноценных этапа, подходит к концу. И если о первом я могу дать хотя бы минимальную информацию, поскольку знаком с их лучшими песнями тех лет, то о новом мне сказать нечего. Lynyrd Skynyrd с Ронни Ван Зантом - это группа, которая играла утяжелённый сатерн-рок и тем самым популяризовала жанр. Пять альбомов, выпущенных с 1973 по 1977 год, имели успех как у слушателей, так и у критиков. Сейчас кажется, что Ронни ещё при жизни успел стать легендой. 20 октября 1977 года он вместе с ещё одним участником банды Стивом Гейнсом погиб в авиакатастрофе, группа распалась, в жанре южного рока начали появляться новые звёзды... Однако младший брат музыканта Джонни, будучи в хороших отношениях со всеми участниками группы, возродил её в конце восьмидесятых, спустя 10 лет после распада. Так началась новая история, в которой вот-вот будет поставлена жирная точка.

Нельзя давать оценку ситуации по сухим фактам, но из-за ряда факторов музыка Lynyrd Skynyrd в девяностые и позже уже не пользовалась такой популярностью, как в семидесятые. Выделю главные причины, почему так вышло. Первая - консерватизм музыкантов, который можно связать как с их внутренними качествами, так и с уважением наследия Ронни. Тот просто не понял бы и наслал с небес молнии, если бы группа после воссоединения начала играть какой-нибудь гранж. Вторая - талант Джонни-певца и Джонни-сонграйтера. Старший брат был уникумом, а младший оказался одним из многих. За 30 лет ему так и не удалось написать настоящего хита, услышав который в подворотне люди бы сказали: "О, да это же Джонни Ван Зант, крутой чувак!". Третья - то, что изменился мир. Если в семидесятые намёки на метал-звучание вызывали восторг и возбуждали у слушателей анархическое настроение, то к моменту воссоединения тяжёлые группы расплодились по миру как грибы после дождя. Концепция перестала работать. Ну и, само собой, постоянные сравнения с тем, что было раньше, не шли в плюс. Таким образом, постепенно бренд Lynyrd Skynyrd перестал вызывать у прогрессивных слушателей благоговение.

'God & Guns' - тринадцатый, теперь уже можно точно сказать, что предпоследний студийный альбом американцев. Чисто коммерчески он оказался одним из лучших после воссоединения, впервые с семидесятых вернув группу в топ-20 Билборда, однако по содержанию в нём нет ничего примечательного. Все подобные лонгплеи от "исписавшихся" музыкантов объединяет одно и то же тусклое настроение. Музыка не от души, а музыка, которая напоминает о том, что "тут когда-то была душа". Справедливости ради, это далеко не самый слабый альбом из такой когорты, поздние Black Sabbath или Deep Purple вызывают куда больше печали, но не признать скуку при прослушивании нельзя. Уже почти нет того самого примечательного "южного" настроения, зато есть никому не нужное желание "влиться в струю", делать модно, молодёжно. Стихи пусты и вторичны. Хорош лишь вокал, но не настолько, чтобы вытащить всё на хорошую оценку. Очевидно, Lynyrd Skynyrd продолжили выбранный путь и на следующем 'Last of a Dyin' Breed', но получив от критиков серию затрещин, которые вылились в уничижительный балл 44 на Метакритике (не в каждом году бывают столь слабые альбомы), решили закруглиться со студийной работой. Оно и к лучшему.

Итог: ожидаемо невзрачно.
Треки для Избранного: нет, хотя первый трек выделяется.
Оценка: 4,0.



Nerve - Ghosts Of Tomorrow
Год: 2015. Жанр: Electronic, Jazz.
Треклист:
1. Triptych
2. Another Year
3. Dr. Jones
4. Hard Hat Era
5. Weekday Vampire
6. Maneki Neko
7. Instead I Grew Wings
8. Ghosts Of Tomorrow
9. Hafiz
10. Side-Scroller
11. Analog Native

Nerve, именующие себя на некоторых релизах как Jojo Mayer / Nerve, это когда-то трио, а теперь дуэт из Джоджо Майера и Джона Дэвиса, создающих минималистичную электронику в коктейле с джазом. Во время концертов они обычно выступают с сессионными музыкантами, поскольку такую музыку в 4 руки играть проблематично. Творят ребята вдалеке от лейблов, и даже традиционной в таких случаях приписки "Nerve Self-Released" на Дисках у них нет. Судя по всему, страничка на Bandcamp, где можно бесплатно послушать все релизы группы, а за 40 долларов приобрести всю дискографию, это их основной источник связи с поклонниками. Есть ещё личный уютненький сайт Майера, на котором можно узнать дату концертов. 9 марта ближайшая из таковых, музыкантов ждёт немецкий Хертен. Информации на сайте достаточно, чтобы распределить роли внутри коллектива и получить приблизительное понятие о музыке Nerve. Имя Джоджо Майера пусть и знаменито только в узких кругах, но сам факт того, что в 2014 издание Modern Drummer Magazine включило его в список "50 лучших барабанщиков мира" о чём-то, да говорит. Дэвис же в ответе за всё остальное: синтезатор, бас, эффекты.

С первого же трека становится ясно, что Майер - центральная фигура, и играют американцы тот вид джаза, в котором ударные стоят во главе угла. Залихватские барабанные партии задают всё: и настроение, и темп, и нужный градус энергетики. Виртуоз с палочками в руках расставляет приоритеты как внутри каждой отдельной композиции, так и внутри альбома в целом. Если в классическом джазе каждый музыкант рассказывает свою историю, которые в переплетении создают нечто уникальное, то Майер в отсутствие трубы, контрабаса и прочих обязательных инструментов формирует структуру сам. Потрясающее число сбивок и эксперименты с количеством ударов в минуту. В тегах оправдано висят сразу несколько электронных стилей: House, IDM, Bass, Footwork, Jungle. Лишь насчёт последнего сомнения, ведь джангл подразумевает прямой бит, а на пластинке он практически отсутствует, все же остальные в наличии. Прародителя днб я бы поменял на дабстеп/UK garage/глитч, их отголоски тоже присутствуют на альбоме. Такое разнообразие - это забота второго члена банды, но надо отдавать себе отчёт, что его роль адаптивна и не так важна по сравнению с тем, какие эмоции вкладывает в музыку Майер. Даже электронную эклектику также можно частично записать ему в заслуги.

Как и любой подвид джаза, музыка непроста для понимания и с первого раза может не зайти - с вашим покорным слугой так и получилось. Не рекомендовал бы слушать такое и параллельно заниматься чем-то ещё. На лонгплее нет ни одного трека, который бы хорошо отображал суть всего альбома целиком - как концепция он работает лучше. Нельзя сказать, что Nerve однозначно производят впечатление тех, с кем нужно знакомиться здесь и сейчас, так сказать теневые фавориты современной экспериментальной музыки, но они определённо должны быть интересны тем, кто слушает джаз и альтернативную электронику уже не первый год и понимает, в чём прелесть этих стилей. Хороший получился винегрет.

Итог: яркий показатель того, как барабаны могут быть главным инструментом.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,0.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments