alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Музыкальная рулетка. Выпуск №27

Последний в этом году выпуск. С новой музыкальной рубрикой тоже решил повременить, минимум до НГ, там видно будет. Надо додумать концепт.

Borns - Dopamine
Год: 2015. Жанр: Indie Pop, Soft Rock, Indie Rock.
Треклист:
1. 10,000 Emerald Pools
2. Dug My Heart
3. Electric Love
4. American Money
5. The Emotion
6. Holy Ghost
7. Past Lives
8. Clouds
9. Dopamine
10. Overnight Sensation
11. Fool

Гарретт Борнс - американский певец и сонграйтер, 1992 года рождения. Начав карьеру в двадцатилетнем возрасте с выпуска EP на богом забытом лейбле REZidual, паренька быстренько заметили и забрали на Interscope. В 2014-ом вышел первый большой студийный диск - 'Candy EP' - который неплохо был распродан и почти добрался до топ-100 главного американского чарта. Менее чем через год состоялся полноформатный дебют, альбом 'Dopamine'. Неплохо принятый и критиками, и обычными слушателями (оценки в интервале 70...77 на AOTY), лонгплей закрепил за юношей статус интересного музыканта. Дальше последовали первые успешные концерты, Гарретт засветился на Lollapalooza и Coachella, и сейчас, в 2017-ом, готовит к выходу второй альбом, от которого поклонники многого ждут. В общем, биографическая часть творчества исполнителя пока не несёт в себе ничего интересного, всё довольно стандартно для современной американской индустрии. Единственный забавный факт - до того, как стать знаменитым, Борнс играл на укулеле и даже засветился с этим инструментом на известной конференции TEDx.

С первых секунд альбома слушатель сталкивается с непростой, но приятной загадкой - а кто, собственно, у микрофона? Мужчина или женщина? Если не открывать Вики и не изучать мат.часть до прослушивания, едва ли кто-то на 100 процентов будет уверен, что поёт представитель сильного пола. Понимаю сомнения и недоверия некоторых по поводу андрогинности, но как поклонник творчества Брайана Молко, Мэттью Кома и Салема аль Факира, я уже выбрал свою сторону в этом вопросе. В некоторых песнях, особенно в припевах, на высоких нотах, из Гарретта прямо вырывается его женское начало, и это здорово. Отличный вокал, очень приземлённый и трогательный. Даже захотелось найти те самые записи с укулеле, могу только предположить, насколько необычно голос Борнса сочетается с таким неординарным инструментом. Кстати говоря, альбом ничуть бы не испортила какая-нибудь песенка с основным инструментом - укулеле, но артист уже серьёзно отошёл от детских лет и не хочет навевать воспоминания. Звук преимущественно электронный, использование гитар минимально. Под большую часть композиций хочется танцевать и ещё большей - подпевать. Жанрово альбом можно смело относить в разряд инди-попа, с отсылками к дорогой сердцу синти-эпохе с их Duran Duran и Tears For Fears. Очевидно, что хоть Гарретт и появился на свет в девяностых, большинство его любимой музыки, на которой он рос и фишки которой впитывал, было создано именно в восьмидесятые.

Однозначно, такому попу мы говорим да! Искренне, легко, задорно. Лучезарно! В самой концепции творчества Борнса заложена идея всем понравиться, скрасить тяжёлые будни. Не хочется, чтобы в будущем что-то менялось. Дай бог, вдохновения хватит ещё на пяток таких же светлых и добрых альбомов.

Итог: простая музыка, за которой скрывается серьёзная личность.
Треки для Избранного: 'The Emotion'.
Оценка: 7,0.



SHXCXCHCXSH - SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs
Год: 2016. Жанр: Techno, Experimental.
Треклист:
1. Ss
2. SsSs
3. SsSsSs
4. SsSsSsSs
5. SsSsSsSsSs
6. SsSsSsSsSsSs
7. SsSsSsSsSsSsSs
8. SsSsSsSsSsSsSsSs
9. SsSsSsSsSsSsSsSsSs
10. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSs
11. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs
12. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs
13. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs
14. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs
15. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs

Мысленно подготавливая эту рецензию, я планировал начать её с ироничного вступления в духе: "За невыговариваемым названием коллектива скрываются музыканты с самыми обыкновенными именами: ... и ...", - однако шведы подставили мне подножку. Абсолютная анонимность! Не в духе Дафт Панк, которые давно в шлемах, но весь мир знает, как их зовут, и даже не в духе Marshmello, которому маска в виде зефира необходима для создания авторского образа. Имена участников этого электронного дуэта знают, по всей видимости, только друзья и близкие, плюс-минус пара продюсеров. При этом ребятам не нужны никакие концептуальные маски - лишь балахоны в стиле ню-эйджа девяностых. Двух мнений быть не может - такое поведение музыкантов обусловлено полной независимостью от всей как финансовой, так и эстрадной шелухи. Им неинтересны тренды и прочая лабуда, лишь частично относящаяся к музыкальной индустрии. Они просто хотят делать умную альтернативную электронику для тех немногих, кто в наш нелёгкий 21 век не хочет прогинаться под изменчивый мир. SHXCXCHCXSH - ещё один абстракт-проект, "только для своих". Ещё одно тому подтверждение, что помимо одиозного названия группы, ребята не особо заморачиваются ни с названиями релизов, ни с названиями треков. Вот например есть инди-банда !!! - тоже те ещё юмористы. Назвали группу благодаря субтитрам к фильму "Наверное, боги сошли с ума", где щёлкающие акценты ботсванского племени представлялись как "!". У шведов же нет такой красивой преамбулы, ибо посмотрите на названия других их альбомов:
STRGTHS
RRRRGRRGRRR EP
NMHNMHNMNMH
RJRJRFFRJRJ EP
VVVLLLLVVV

Красноречиво, не правда ли?

Начиналась история дуэта тогда, когда их под своё крыло взял основатель лейбла Avian Гай Брюэр aka Shifted. Если вы никогда о таком не слышали, не удивляйтесь - за 7 лет существования лейбл не издал и 40 CD, а музыканты, которые на нём записывались, вряд ли имеют хотя бы 10к слушателей на Ласт ФМ - такой себе междусобойчик. Шведы обосновались на лейбле в 2012, где их заметили продюсеры из Resident Advisor. Подкаст RA.340, 2014 года выпуска - это то единственное, что связывает SHXCXCHCXSH с большой игрой. Однако таких сетов вышло уже с полтысячи, и кто там только не был. Самое большое в мире альтернативное электронное сообщество издаёт миксы явно не для популяризации новых групп, а скорее лишь для услады поклонников портала и саунда с тёмной энергетикой. После сотрудничества с RA дуэт продолжил творить, в 2016 выпустив уже третий студийный альбом. Под маркером 'Ss'.

Музыка SHXCXCHCXSH - это то самое, про что некоторые могут изречь банальность: "Я не принимаю наркотики, мне не может такое понравиться". Едкая абстрактная электроника с чётким уклоном в техно. Вообще, с годами техно стал довольно приземлённым жанром, и новые пластинки гуру Карла Крейга, Джеффа Миллза или Ричи Хоутина уже не вызывают такого ажиотажа, как, например, в девяностые, однако писать техно с годами легче не стало. Если хаус-сэмпл можно легко обрамить басом, синтезатором и компьютерными эффектами из специальной программы, сделав таким образом 6-8-минутный залихватский трек с внутренними оттенками и даже концепцией, то повторить всё то же самое в классическом минимал или детройт-техно (от которого, справедливости ради, когда-то и отслоился хаус) и удержать внимание слушателя на тот же промежуток времени уже тяжелее. Однако поклонники жанра и музыкальные критики всё ещё имеют поводы для гордости. Так, например, альбом 2017 года того же Крейга имеет около 80 на Метакритике. Почти нет сомнений, что заработали бы столько и шведы, будь чуть более в мейнстриме (Avian издают материал только в Германии, куда там до США). Но если дедушка индустрии по-прежнему старается писать классику, то у SHXCXCHCXSH, которые росли на его миксах, свой, особенный путь. Их чисто инструментальные композиции разнятся как по продолжительности, так и по смысловому наполнению. Темой SsX15 я бы назвал взаимоотношение Земли и космоса. Будто какое-то инопланетное создание прибыло на нашу планету, долгое время наблюдало за всеми человеческими расами и предоставило перед своим начальством аудио-отчёт длиной 54 минуты. В этой музыке не чувствуешь мирского и приземлённого, не чувствуешь бытового или материального присутствия человеческой руки. Так писали только самые великие композиторы. Оказывается, что так могут писать и сейчас. Самые безликие. Те, для которых придумали мерзковатое клеймо "ноунейм".

Быть может, истинная концепция альбома прошла мимо меня, однако если я прав в своих немногочисленных догадках, то SHXCXCHCXSH дают прямой ответ на то, есть ли у землян шанс на спасение. Да, он есть. Первая и последняя композиции на лонгплее обладают очищающим действием, в то время как основная часть - это пробирание через тернии к звёздам. Космос с нами. Космос за нас. Теперь лишь осталось оправдать веру высших сил.

Итог: для всех, кто считает, что альтернативная электроника стоит на месте.
Треки для Избранного: сильно именно как концепция.
Оценка: 7,5.



James Holden & The Animal Spirits - The Animal Spirits
Год: 2017. Жанр: Experimental, Drone, IDM, Avant-garde Jazz, Free Improvisation.
Треклист:
1. Incantation For Inanimate Object
2. Spinning Dance
3. Pass Through The Fire
4. Each Moment Like The First
5. The Beginning & End Of The World
6. Thunder Moon Gathering
7. The Animal Spirits
8. The Neverending
9. Go Gladly Into The Earth

Джеймс Александр Гудейн Холден - легенда электронной музыки, хотя ему нет и 40 лет. Всё дело в том, что начав карьеру продюсера в довольно раннем возрасте, этот человек неординарной внешности делал такие выкрутасы, которые многим и не снились. Если коротко - он добивался успехов во всех жанрах, в которых работал, а их уже набралось немало. При этом заслужить уважения в кругах любителей электронного звучания удалось за считанное количество релизов. Если не брать в учёт синглы, 'The Animal Spirits' стал лишь седьмой большой работой британца. Ну а синглов около 20 - за неполные 20 лет карьеры это совсем немного. Но обо всём по порядку.

Веховые моменты карьеры Холдена у меня как от зубов отскакивают уже давно, я интересовался этим исполнителем ещё во время студенчества. Поделюсь и с вами, чтобы не быть голословным:
2000 год - выпуск двух первых синглов, 'Horizons' и 'Eternity' под псевдонимом Ariane. После них Джеймс мгновенно становится востребованным ди-джеем в транс-культуре;
2001 год - выпуск первой компиляции 'Fear of a Silver Planet', объединяющей прогрессивное хаус и транс звучание;
2002 год - первое появление в рейтинге DJ Mag, который на тот момент времени пользовался зашкаливающим авторитетом. Можно пересчитать на пальцах тех, кто появился в этом рейтинге в столь юном возрасте (23 года);
2003 год - Холден открывает миру потрясающий вокал Джули Томпсон, выпуская с ней дуэтом восхитительный сингл 'Nothing', и таким окончательно утверждает себя как топ-продюсер;
2006 год - первый альбом 'The Idiots Are Winning', который многими крупными изданиями называется одним из лучших дебютов в истории электронной музыки. Он исполнен в техно и тек-хаус звучании. Страница "прогрессива" перевёрнута;
2010 год - Джеймс становится очередным резидентом DJ Kicks. Со временем его микс назовут одним из лучших в серии;
2013 год - второй альбом и снова смена звучания в сторону ещё большего экспериментализма, плюс сет у Resident Advisor;
2017 год - создание супергруппы 'The Animal Spirits' и дебютный альбом.

Как видите, Холден шёл от танцевальной музыки к всё более и более интеллектуальной, и сейчас сложно поверить, что 'Horizons' и 'Pass Through The Fire' написал один и тот же человек. Годами готовя свои новые эксперименты, музыкант со временем покрыл огромные пласты. Ни один адекватный человек не назовёт его обычным ремесленником от мира компьютерного саунда. Приезд Холдена в любую точку планеты ожидают с трепетом. Однако, как показал новый альбом, чистая электроника ему уже не так интересна.

Итак, что из себя представляет группа The Animal Spirits. Название коллектива на обложке альбома пусть вас не смущает - это что-то наподобие "Николай Расторгуев и Любэ", имя Холдена выделено как лидера и самого известного музыканта коллектива. Помимо него здесь Этьенн Жоме, очень интересная фигура из мира французского рока. Это уже четвёртый его коллектив, и как сольный исполнитель он уже успел отметиться двумя альбомами. Плюс не менее интересные личности: Маркус Хэмблетт и Том Пейдж. У каждого за плечами 10-15 лет опыта в разных интересных группах, именно поэтому релиз хочется интерпретировать как работу супергруппы. Хотя на инфосайтах такого мнения не придерживаются - там, в основном, можно встретить фразу "новый альбом Джеймса Холдена и его группы". Что же, такое изречение тоже имеет право на жизнь.

Взаимодействуя с опытными профессионалами своего дела, музыка Холдена окончательно потеряла жанровые рамки и приобрела сильный авангардистский окрас. На TAS есть отголоски техно и IDM, но в целом это ближе к фри-джазу с элементами электроники. Девять инструментальных композиций лишены каких-либо лекал и не заточены под какую-то одну тематику. Оттого и такое незамысловатое название альбома, впервые в карьере Холдена. Внутри треков построение гармонии и мелодика таковы, что от одного к другому всё больше нарастает ощущение импровизации, отсутствие каких-либо бумаг с заметками у музыкантов перед глазами во время работы над альбомом. Порой также кажется, что Холден обрамлял музыку электронными фишками уже после записи, некоторые сэмплы живут в композициях отдельной, независимой жизнью. Думаю, правдой может оказаться оба предположения. В любом случае, здорово, что Холден и компания сделали себе такой вызов. Джаз - это как бы не совсем про них, однако послушайте и убедитесь, на что способен интеллект, возведённый в четвёртую степень. Собранный под предводительством одного из самых чутких электронных творцов нашего поколения квартет выдал на-гора взрослую, интересную и мало на что похожую музыку. Как показывают отзывы критиков, удалось почти всё. И если Холдену посчастливится собрать группу ещё раз в ближайшие лет пять, там их будут оценивать уже по другому счёту. Пока можно поставить 4 с плюсом.

Итог: Холден - тот вид электронщиков, каждый релиз которых включаешь и не знаешь, чего ожидать. Себе не изменил снова.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,5.



Pere Ubu - The Modern Dance
Год: 1978. Жанр: New Wave, Punk.
Треклист:
1. Non-alignment Pact
2. The Modern Dance
3. Laughing
4. Street Waves
5. Chinese Radiation
6. Life Stinks
7. Real World
8. Over My Head
9. Sentimental Journey
10. Humor Me

Группа Pere Ubu известна мировому сообществу прежде всего благодаря своей эклектике. По мнению авторитетных изданий, они чуть ли не единственные, кто смог объединить в творчестве панк и академическую музыку нашего поколения, "musique concrete". Не преследуя коммерческих целей, Дэвид Томас и его банда на разных этапах совмещали краут-рок, арт-рок, разные поджанры панка, классический рок, всё время выдавая нечто авангардное. Сама группа называла свой стиль "аван-гараж" (авангард + гаражный саунд), а музыкальные критики поставили на них ярлык "одной из самых ярких групп эпохи новой волны". По заданию мне достался первый альбом коллектива, датированный 1978 годом. Вероятно, тогда ребята ещё и не подозревали, во что выльются все их эксперименты, но тяга к совмещению кошки с собакой у них уже была. Сухие факты о пластинке говорят о том, что начали Pere Ubu свой путь с оглушительным успехом: 'The Modern Dance' не получил ни одной оценки ниже 8/10, а также заслужил 38 переизданий. На русской Вики альбом без шуток называют "одним из самых значимых в музыкальной истории". Шутка же в том, что непосредственно в семидесятые музыканты из кливлендской банды боролись чисто за идею, не имея ни финансового (продажи чуть больше нуля), ни морального (постоянные склоки, уходы и распады) благополучия. Впрочем, не они первые, не они последние из тех, кого настигала популярность на поздних этапах творчества.

По всей предварительной информации можно было сделать вывод: у меня в руках снова Шедевр, и синтезаторный шум на старте первого трека 'Nonalignment Pact' лишь утвердил повышенную заинтересованность в чём-то неординарном, но дальше пошло не очень. Стремление сделать своё звучание уникальным и насыщенным у музыкантов группы в крови, тут и двух мнений быть не может. Если гобой или саксофон можно услышать на многих других пластинках тех лет, то сырой звук электронных клавишных или звон разбивающихся бутылок, задающий ритм-секцию - это уже что-то из ряда вон. Однако моему уху, избалованному арт-релизами XXI века, чудовищно не хватило формы, как внутриальбомной, так и внутритрековой. Большинство мелких фишек, которые музыканты группы расставили как ловушки внутри своего дебютника, работают на половину мощности или вовсе пролетают мимо, не оставляя послевкусия. Разум внутри меня говорит: "Ну что ты, это же 1978 год, кто тогда из рокеров шёл на такие изощрённые шаги?". Сердце же отвечает: "Не знаю, но это и не важно, потому что клубок звуковых хитросплетений таки тухленький. Ни уму, ни мне, то бишь сердцу". С каждой новой песней альбом всё больше приобретает статус неотёсанного, под конец утверждаясь в нём абсолютно. Грубый вокал Томаса лишь помогает в этом - из-за него 'The Modern Dance' не получается отправить ни в разряд меланхоличного, ни в разряд жизнерадостного, ни в разряд возвышенного. Слишком монотонно и прямолинейно, в разрез с музыкальной тематикой.

Тяжело быть "One vs. The World", когда речь идёт о творчестве наших современников, но ещё тяжелее, когда под микроскопом что-то великое и давно устоявшееся. Этот раунд Рулетки будет полезен мне только в просветительском плане, насчёт эмоций же случилась несостыковка. При полном понимании, чем Pere Ubu заслужили такое внимание к своей персоне, мне слушать подобное довольно тяжело. Как из-за вокала, так и из-за экспериментов, которые мой мозг не может, в отличие от, например, Штокхаузена, уложить в цельную структуру. Оттого и знакомиться с группой ближе на данном жизненном этапе смысла не вижу.

Итог: дорасти бы надо.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 5,5.



Alicia Witt - Live At Rockwood
Год: 2012. Жанр: Country, Rock, Pop.
Треклист:
1. Me Or New York
2. The Other Girl
3. Judgment Day
4. Do It
5. Letting You Go
6. Fighting For Crumbs
7. Is This What You Meant
8. Anyway
9. There Is No Someday
10. I Hope It's Me
11. Right Now

Задание в этот раз столь уникальное, что первый абзац отзыва я посвящу именно его анализу, а не Вики-выкладкам. Во-первых, у нас тут впервые лайв. Живая запись концерта, записанного в Rockwood Music Hall, Нью-Йорк. Никакого концепта, никакой высокой цели, просто концерт. Я даже не уверен, что изначально была идея издавать эту запись на CD, хотя в этом могу ошибаться. Вообще, всё услышанное оставляет больше ощущение какого-то квартирника, нежели выступления на площадке известнейшего зала. Ровная музыка, ровное пение, шуточки-смешки между песнями и очень жидкие аплодисменты. Как будто зрителей от силы человек 50. Во-вторых, у микрофона Алисия Уитт. Впервые мне достался исполнитель, музыкальному творчеству которого в любом варианте биографии уделяется раз в 10 меньше символов, чем карьере в кино. На Вики, например, крохотных 4 абзацика, с коротким упоминанием выпущенных релизов. Думаю, не каждый поклонник Уитт-актрисы знает о том, что два года назад у неё вышел дебютный лонгплей. КиноПоиск подсказывает мне, что я видел её в 10 разных фильмах-сериалах, но при этом я её нигде не помню, даже в недавно отгремевшем "Твин Пиксе". Незадача. В-третьих, все источники на этапе пре-прослушивания намекали мне на то, что мне загадали кантри. Тоже, вроде бы, впервые. Вот такой вот неожиданный подгон.

Представить Алисию не как "актриса и певица" (именно в таком порядке) проблематично. Карьера Уитт в кино началась ещё в восьмидесятых, когда небезызвестный Дэвид Линч взял её в свою "Дюну", и с тех пор были роли как первого, так и второго плана. Не без определённых успехов, но и без всемирной известности и кучи наград. О Уитт-певице что-то внятное сказать не выйдет. С детства лабала на пианинке, в 2006-ом - первые концерты и сходу восхвалительные эпитеты от прессы, в 2009-ом - первый EP, потом лайв и альбом с интервалами в 3 года. Вся известность Уитт как музыканта, тем не менее, сосредоточена на родине, оттого ещё более удивительно, откуда загадывающий узнал о том, что такой лайв когда-то имел место быть. Тут либо известность Роквуда, либо известность Уитт-актрисы сыграли свою роль, вряд ли что-то другое. Очень интересно, кстати, по какому принципу композиторов пускают давать концерты на известных площадках. Просто заплатил - и дело в шляпе? Или администраторам нужны ещё какие-то гарантии успешного выступления? Или вообще всех подряд пускают? Это касается не конкретного случая, а так, размышления по поводу. Однако не солгу, если скажу, что именно эти вопросы затмевали мой разум при прослушивании. Правда же квартирник, ну.

В промежутках между второй и третьей песней певица любезно представляет свой оркестр - электро-гитара, бас-гитара и 'pretty badass' барабанщик. Плюс сама за пианино, а в целом - стандартный концертный набор. Если рассматривать музыку в жанровых рамках, то это не тот кантри, к которому мы привыкли, но флёр американского национального достояния постоянно присутствует. По сути же всё это ближе к поп-року, хотя тут надо студийные записи изучить перед тем, как делать какие-то выводы. Поёт Алисия добротно, здорово. Где надо добавляет экспрессии, где надо - иронии. Не выдающиеся вокальные данные, но для жанра - самое то. На Грэмми-выступлениях кантри-исполнителей я ловлю больший кайф от вокала только когда музыка не подразумевает позитива, тру-меланхоличный кантри в живую мне заходит лучше. Что же касается музыки, то никаких эпитетов от меня она не удостоится. Она просто есть, потому что у нас тут не а капелла. Главный же факт состоит в том, что я обязательно слушаю альбом два раза перед тем, как написать отзыв. Не в этот раз. На середине повторного прослушивания становится невыносимо скучно.

И тут бы пора погрозить пальцем и рассказать: "Вот тот-то и вот этот концерт, вот это здорово было, а тут какая-та алисия-мулисия затесалась, ни в какое сравнение не идёт", - да вот только делать этого я не буду. Причины на это целых три. Первая - у меня нет цельной шкалы для оценивания концертников, а ставить их в один ряд с лонгплеями я не собираюсь. Второй - возможно, в студийной версии эти песни звучали совсем по-другому, и тогда лайв подобного плана - это уникальный экспириенс, целый вызов для полемики. Третий - кабы я видел лицо музыканта, может и реакция была бы другой. Концерты всё-таки надо смотреть, визуальное сопровождение во многом решает. Особенно, когда в выступление не заложено никакой концепции. Так что пока оставлю запись без оценки.

Итог: скучно, во многом из-за моего неправильного подхода.
Треки для Избранного: нет.
Без оценки.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments