alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №26


Midnight Oil - Diesel & Dust
Год: 1987. Жанр: Alternative Rock, Pop Rock.
Треклист:
1. Beds Are Burning
2. Put Down That Weapon
3. Dreamworld
4. Arctic World
5. Warakurna
6. The Dead Heart
7. Whoah
8. Bullroarer
9. Sell My Soul
10. Sometimes

В бытность моего увлечения музыкой, пришедшего на середину нулевых, Midnight Oil были группой весьма котируемой как по радио, так и на ТВ. Не имея понятия, что они уже несколько лет как распались, я приметил их на VH1 с личной пометкой: "а что, неплохо". Песней, выделившейся больше всех, была 'Beds Are Burning' (её, помнится, даже включили в отбивку, как яркого представителя восьмидесятых). Ни одного альбома целиком я до сих пор не слышал и немного переживал, что в качестве полного формата группа может мне не зайти. Однако сразу расслабон - любимая BAB в треклисте под номером один. Альбом, стартующий с такой задорной и раскрепощающей композиции, просто не может быть плохим - подумал я, и в целом не ошибся. Изучение же биографии коллектива и лидера Питера Гарретта в частности удивило. Оказывается, австралийцы начинали с панк-рока, хотя классические записи исполнены в нью-вейв и альтернатив-рок жанрах. По всей видимости, смягчились дабы лучше донести слушателям своего поколения довольно важные вещи, характеризующие ту эпоху. Панк-рок - это сам по себе протест, Midnight Oil же поступили умнее, начав первыми в Австралии рассказывать о бедственном положении рабочего класса, исповедуя классическое рок-звучание. И люди прислушались. Политическая активность со временем стала главной фишкой группы. Сам же Гарретт главный политик из музыкантов и главный музыкант из политиков на далёком материке. Юрист по образованию, параллельно с музыкальной карьерой он баллотировался в австралийский Сенат, не раз участвовал в благотворительных организациях, а в данный момент возглавляет Министерство по охране окружающей среды.

Альбом 'Diesel & Dust' - лучший у группы, переломный момент в их истории. Все главные вопросы, обращённые к человечеству, появились именно здесь, определив лирическую тематику коллектива на долгие годы вперёд. Помимо успеха в завоевании внимания к своим персонам, музыканты посредством выхода альбома ещё и неплохо заработали. Успешны были все релизы: как сам лонгплей (семикратная платина в Австралии, платина в США, золото в Британии), так и синглы: 'Beds Are Burning', 'Put Down That Weapon', 'Dreamworld'. Группе удался выход на мировой рынок, в каждой стране они стали желанными гостями. Качество лирики на альбоме не поддаётся никаким сомнениям, так же, как и исполнение. С остервенелой злостью к определённым слоям общества Гарретт писал эти строки и с такой же остервенелостью их пел. Энергетика вокалиста - один из главных моментов, почему Rolling Stone назвали альбом одним из лучших в десятилетии, а австралийские издания поголовно включили в списки "лучших представителей музыкальной культуры в истории". Бэк-вокал в лице басиста Питера Джиффорда и барабанщика Роберта Хёрста, использующийся буквально в каждом треке, также прекрасен. Что же касается музыки, то тут всё довольно ровно и без изысков, но в минус это занести никак не получается. Намеченные Гарреттом цели были исполнены, все до одной.

После выпуска ещё двух довольно удачных альбомов, в середине девяностых у группы наступил спад, который закончился ожидаемо - распадом в 2002 году. Наверняка, Гарретту просто понадобилось больше концентрации на политической игре. Однако как только Midnight Oil зовут на благотворительный оупэн-эйр - они тут как тут. Было два реюниона в 2005 и 2009 годах, а в 2016-ом случилось чудо - группа собралась в своём золотом составе для студийной работы. Мужикам уже за 60, но то ли ещё будет? В нашем мире, полном проблем и сумятиц, такие банды всегда найдут свой шесток. Было бы вдохновение, остальное приложится.

Итог: политическая музыка тоже бывает приятной.
Треки для Избранного: 'Beds Are Burning', 'Dreamworld', 'The Dead Heart'.
Оценка: 7,0.



John Scofield - Country For Old Men
Год: 2016. Жанр: Contemporary Jazz.
Треклист:
1. Mr Fool
2. I'm So Lonesome I Could Cry
3. Bartender's Blues
4. Wildwood Flower
5. Wayfaring Stranger
6. Mama Tried
7. Jolene
8. Faded Love
9. Just A Girl I Used To Know
10. Red River Valley
11. You're Still The One
12. I'm An Old Cowhand

Джон Скофилд - один из наиболее ярких музыкантов нашего времени, работающих в жанре jazz fusion. Его коллаборации бесчисленны, количество студийных альбомов приближается к пятидесяти (по одному каждый год последние 5 лет), и в свои 65 музыкант всё ещё полон юношеского задора. Безальтернативность в современном джазе доказали также две последние премии Грэмми: в номинациях Best Improvised Jazz Solo и Best Jazz Instrumental Album Скофилд забрал три награды из четырёх. Вышедший в апреле 2016-го 'Country For Old Men' (ироничное преобразование названия романа Кормака МакКарти, по которому Коэны сняли отличный фильм) стал несомненным успехом, принёсшим Джону две статуэтки. Альбом состоит полностью из инструментал-каверов на известных исполнителей не из мира джаза: Хэнк Уильямс, Джеймс Тейлор, Мёрл Хаггард, Долли Партон, Шанайя Твейн и другие. Плюс присутствуют две вариации на тему народных песен, "с пометкой traditional". Основных инструмента три: гитара (сам Скофилд), пианино (Лэрри Голдингс) и барабаны (Билл Стюарт). За ритм отвечает бас-гитара Стива Своллоу, плюс кое-где есть орган и укулеле. Лонгплей продолжительностью один час оставляет впечатление не плодотворной студийной работы (хотя это, безусловно, так), а дружеских посиделок. Ребята давненько не виделись, собрались на студии, поиграли, выпили, разъехались по домам. Выиграли Грэмми. Эта схема проста. Скофилд "играется" со своей гитарой как маленькая девочка с куклой, ни одна композиция не обходится без продолжительных соло. В каждом треке атмосфера то нагнетается, то внезапно рассеивается, потому что в душе джазмен по-прежнему ребёнок. Все остальные инструменты звучат отстранённо, несколько тише - идеальный подход. Даже когда соло-гитара замолкает, мягкий звон тарелок как бы говорит: давай, Джонни, врывайся... и он врывается. Даже экспрессивная партоновская 'Jolene' превращается в руках Скофилда в нечто иное. "Не забирай у меня любимого, Джолин!" эволюционирует в "Джолин, ты конечно красавица и всё такое, но против меня у тебя шансов нет". То же можно сказать и об остальных композициях. Отличный джаз от человека, который в теме не первый день и ещё ой как не наигрался. Включайте и чувствуйте себя молодым, даже если вам 80.

Итог: омолаживающий джаз.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,0.



Locrian - Return to Annihilation
Год: 2013. Жанр: Black Metal, Avantgarde, Drone.
Треклист:
1. Eternal Return
2. A Visitation From The Wrath Of Heaven
3. Two Moons
4. Return To Annihilation
5. Exiting The Hall Of Vapor And Light
6. Panorama Of Mirrors
7. Obsolete Elegies

Locrian (непереводимое ни с какого из языков слово) - банда из Чикаго, что расположился в уютном американском штате Иллинойс. Росли ребята на Yes, Genesis и King Crimson, выросли в дрон-экспериментаторов. Краткая информация о группе уже подталкивает к написанию фразы "очередные из...", да вот только были они такими очередными совсем недолго. Собравшись в 2005, трио музыкантов (гитара, клавишные и барабаны) не стали пороть горячку, а долго, плодотворно подходили к выпуску первого полноформатника, лишь изредка появляясь на публике с концертами. Такой ход оказался верным - вышедший в 2009 'Drenched Lands' стал одним из самых заметных метал-альбомов года. Дум и дрон в современных концепциях всегда ходят где-то рядом, и Locrian не стали ломать систему. Далее от альбома к альбому в дело шли всё новые и новые эксперименты: в арсенале музыкантов оказались умелая игра на органе, виртуозные электронные эффекты в духе Брайана Ино и жёсткий скриминговый вокал. Так к 2013 году, с переездом группы на крупный лейбл Relapse Records, положительные рецензии от AllMusic и Tiny Mix Tapes сменились на восторги от Pitchfork и Spin, а это, как вы понимаете, новый уровень. Сейчас Locrian одна из главных групп в современном дрон-движении, их новые релизы ждут тысячи людей по всему миру. Тем самым обязательным рывком, потягиванием за звездой, стал альбом 'Return to Annihilation'. Первый после переезда на новый лейбл.

Трек №1 'Eternal Return' невероятно располагает к тому, чтобы выпалить мемчик "следующие 50 минут пройдут офигенно". Самый короткий на альбоме, он мастерски демонстрирует всю силу дрона. То, за что можно (и нужно) любить эту музыку, ребята из Locrian демонстрируют менее чем за три минуты: мощность, агрессия и сила, помноженные на отчаяние и гнетущую боль. Диалог музыкантов со слушателем возникает почти мгновенно, давно я не слышал столь умелой подводки к основному блюду на метал-релизе. Дальше - больше: треки от 4 с половиной до 15 с половиной минут, два из которых, как завещал дедушка Фрипп, разбиваются на части внутри самих себя. Послушав альбом уже два раза, я не могу утверждать, что мне целиком понравился какой-то из треков, кроме стартового, однако из этого не следует то, что музыканты не взяли планку, которую сами себе выбрали. Скорее эта интро-композиция кажется несколько инородным телом, что тоже понятно, почему. Удивительно, но даже в условиях постоянного эксперимента, выступая в не самом простом для понимания жанре, Locrian пишут музыку во многом сдержанную, в рамках линейной идеи. Включив альбом в любом моменте любого из треков (мол, "а чо за группа?"), вы не услышите выжимания гитарных соков или зубодробительного электронного скрежета, однако если слушать альбом как следует, понимание приходит. И вряд ли мне бы намного больше понравился этот альбом, если б все треки на нём были по атмосфере схожи с первым. Для подобной энергетики есть масса пост-хардкор банд, дронщикам же нужно и честь знать. В качестве же вердикта Locrian получают отметку "хорошо". Не удивили, но и заскучать не дали. Ну а факт того, что топовые музыкальные журналы раздают подобным альбомам восьмёрки и выше, греет душу. Не вижу ничего категоричного в использовании слова "мейнстрим-дрон", году эдак в 2020-ом.

Итог: только для своих.
Треки для Избранного: 'Eternal Return'.
Оценка: 6,5.



Andrew Hung - Realisationship
Год: 2017. Жанр: Electronic.
Треклист:
1. Say What You Want
2. Elbow
3. No I Won't
4. Private Commercial
5. Whispers
6. Shadow
7. Sugar Pops
8. Animal
9. Open Your Eyes

На моменте принятия задания я подумал, что имя знакомое. При стойком ощущении, что этот альбом я уже слушал, решил освежить в памяти. После же оказалось, что я всего лишь перепутал Эндрю Ханга с Энди Хантером. Хантер - это электронный продюсер, который в нулевых работал на Nettwerk и писал техно и прог-хаус, а в нашем десятилетии резко пропал с радаров, объявившись недавно с новым материалом вне лейбла. Имя Эндрю Ханга, как оказалось, мне тоже знакомо. Это же тот самый британец с азиатскими корнями, половинка дуэта Fuck Buttons! Я как-то упустил новость о том, что он готовит сольник, но очевидно, добрался бы до него в перспективе. Для неосведомлённых напомню, что Fuck Buttons - это бристольская банда, играющая абстрактную электронику. У членов группы, Пауэра и Ханга, так много идей, что рано или поздно их работа вне группы должна была перерасти во что-то большее. Первый под псевдонимом Blanck Mass начал сольно творить ещё в 2011-ом, второй - только пару лет назад. Музыка Blanck Mass идейно довольно близка к тому, что делали (и вероятно продолжат делать) Fuck Buttons, хотя и отличий можно найти кучу. Музыка же сольного Ханга оказалась удивительно непохожей ни на что, с чем его можно было ассоциировать до этого момента.

На Дисках безапеляционно пишут - чиптюн. Признаюсь, я немного слушал чиптюна в жизни, и если жанр действительно смог эволюционировать в то, что сейчас пишет Ханг, это даже неплохо. Фирменного восьмибитного звука здесь совершенно нет, да и вообще, если б не подсказка от самого известного сайта с релизами, я бы с лёгкостью отнёс лонгплей к инди-попу. Безусловно, не без примеси лёгкой электроники. И от моих ориентиров в современной поп-музыке альбом безбожно далёк, совершенно неконкурентоспособен. Музыка, как бы выразиться попроще, незатейливая, обычная. Нет даже грамма экспериментирования и эклектики Fuck Buttons. Никогда бы не сделал тех выводов об интеллекте и подкованности Ханга в мире электроники, какие уже успел сделать, если бы этот диск попался в мой плейлист первым. Вокал так и вовсе плох. При том, что я нормально отношусь к любого рода пению, заунывные реплики певца успели надоесть за первую половину альбома (то есть меньше, чем за 20 минут). На Дисках нет пометок насчёт вокала - неужели за микрофоном сам Ханг? Если так, тогда пусть отрывается. Но только в рамках собственных релизов.

Очень-очень странный альбом. Неожиданный, в самом плохом смысле этого слова. Если Пауэр доказал свою состоятельность как соло-автор мгновенно и продолжает радовать поклонников восхитительными релизами, то Ханг с его 64 на Метакритике и беззубой недоэлектронщиной дебют успешным может считать едва ли. Ни одного запоминающегося трека. Грустно.

Итог: тот случай, когда комплименты хочется забрать назад.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 3,5.



Meta Meta - MetaL MetaL
Год: 2014. Жанр: Latin, Acid Jazz, Acid Rock, African, Avantgarde, Garage Rock, Future Jazz.
Треклист:
1. Exu
2. Oya
3. São Jorge
4. Man Feriman
5. Tristeza Não
6. Rainha Das Cabeças
7. Cobra Rasteira
8. Logun
9. Orunmila

Если кто захочет перед тем, как начать знакомиться с музыкой бразильской группы Meta Meta, изучить мат.часть, то этот человек столкнётся с информационным вакуумом. Два официальных сайта - оба закрыты. Страничка в Фейсбуке - удалена. На СаундКлауде и Ласте информация минимизирована, и, стоит отметить, на первом для описания творчества группы фигурирует такой тег, как 'afro-noise'. Никогда с таким не сталкивался, но честно - не очень похоже на правду. Достоверно узнать, в каком году увидел свет загаданный мне альбом, тоже оказалось непростой задачей - на Рутрекере и РИМе указан 2012-ый год, на Дисках - 2014-ый. Стоит предположить, что в 2012-ом был первый релиз, а через два года - ре-релиз. Остальное можно описать короткими фактами. Первый - Meta Meta (иногда пишут как Meta в квадрате) это трио исполнителей, каждый из которых известен в Бразилии и не только. Эдакая супергруппа в составе Юсары Марсаль, Кико Динуччи и Тиаго Франса. Второй - стиль группы можно описать коротко как world music, замысловато как jazz fusion и витиевато-географически как Vanguarda Paulista, что в переводе означает "Авангард из Сан-Паулу". Третий - у группы была совместка с Тони Алленом. Всё складываем и получаем очевидное: экспериментальный джаз, основанный на народных мотивах.

В чём всегда была сила этнической музыки? В том, что у разных народов мира даже гитары с барабанами звучат по-разному. Так, например, изучая карибскую культуру, я нашёл информацию о том, что на стальном барабане (англ. steelpan) музыканты из Тринидада и Тобаго записывают целые альбомы, и в мастерстве игры на этом ударном инструменте соревнуются уже далеко не первое поколение музыкантов. Представить что-либо подобное в Европе проблематично, хотя энтузиастов, само собой, хватает везде. Экспериментаторы из группы Meta Meta в сольном творчестве, вполне возможно, исповедовали классическое джаз и этно-звучание, но собравшись в группу стёрли все рамки, отбросили предубеждения. Плодом их усилий стал коктейль, в котором не найти только чёрта лысого, всё остальное в наличии. Мягкие ударные, по которым узнаётся испаноговорящая музыка, есть, но есть и вполне традиционные тарелки и бочка. Есть испанская гитара, но есть и электронная. Присутствует электроника, происхождение которой я не смог рассекретить и после второго прослушивания альбома: либо это так соло-гитара поёт, либо кто-то экспериментировал с синтезатором, либо это чистые компьютерные эксперименты. Но ответ не так важен, само собой. Перечислять задействованные инструменты можно ещё долго. Не представляю, как это можно сыграть на сцене в 6 рук. Наверняка в живых выступлениях группа обращается к услугам сессионных музыкантов. Вокал максимально аутентичен. Люди, не родившиеся в Южной Америке, так никогда не споют. Мужские вокальные партии напоминали о славных временах Стэна Гетца и Жоао Жилберто, женские - более современны, энергичны. О чём ребята поют даже неинтересно, подача решает. Но наверняка о чём-то добром и вечном.

При том, что современный джаз-рок - жанр весьма интеллектуальный, мне сложно представить то занятие, которым нельзя заниматься под Meta Meta. Медитировать разве что. Не настолько расслабляет, как лаундж. Однако это действительно музыка на все случаи жизни. Как и после недавнего знакомства с Buena Vista Social Club, ощутил прилив сил и эмоций. Ещё одна группа, которая смело адаптировала высказывание одного мудрого человека, по совместительству являющегося одним из моих любимых музыкантов всех времён: "Не будьте заложниками собственного стиля".

Итог: горячо!
Треки для Избранного: ничего не выделилось, всё ровно.
Оценка: 7,5.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments