alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

День в кинотеатре. мама! (mother!, 2017)

Ходил на второго "Терминатора", но по поводу того похода в кинотеатр написать было нечего - новых мыслей не появилось, оценка осталась прежней. На новинку пошёл, выходит что, первый раз за два месяца. Всё дело в том, что я последнее время сильно перехотел смотреть новое кино. Под наградный сезон, в начале года - может быть, а сейчас как-то совсем нет желания. При выходе нового трейлера чувствуется какая-то апатия, непредрасположенность. Раньше садился и смотрел все трейлеры месяца разом, намечая галочками потенциальные походы в кинотеатр, сейчас нет такого. Однако просмотренного уже хватит на два обзора, только когда сяду писать - не знаю, всё откладываю и откладываю. Ну это так, лирическое отступление.

Первым фильмом, заставившим меня вылезти из своей уютной скорлупы, стал новый проект Даррена Аронофски. Снималось всё в строжайшей секретности, трейлеры вышли чёрт знает какие. Невозможно было понять, что вообще происходит. Первые отзывы в ЖЖ и на Томатах навели на позитивные мысли - будет как минимум интересно и даже страшно. Я шёл в кинотеатр более-менее подготовленным, но мне всё равно это не помогло. Фильм высекает из зрителя живую эмоцию тошноты и головокружения с ноткой клаустрофобии, особенно вторая его часть. Именно по этой причине Аронофски не очень хочется ругать, хотя и есть за что.

Режиссёрский ход заключается в том, что весь фильм мы буквально живём в теле героини Дженнифер Лоуренс. Смотрим её глазами, вдыхаем её носом, ощущаем её кожей. Сходу не припомню другого триллера, где этот приём был использован так удачно. Без всяких бу-эффектов (хотя и им место нашлось) и поскрипываний двери достигается аутентичная хорроровая атмосфера. Второй важный момент - заточение героини в дом. Он огромен, но не настолько, чтобы проводить в нём 24 часа в сутки без желания повидать мир. Великолепная, фееричная работа была проделана по части операторского искусства и работы со звуком. Мэттью Либатик наверняка будет бороться за все награды. Удачный темп и идеальная динамика фильма - во многом его заслуга. Там, где зрителя нужно успокоить, он использует крупные планы, там, где немного напрячь - средние, а в кульминации, где за героиней Лоуренс надо буквально бегать, и это всё в эпизодах длиной в несколько минут без монтажных склеек, камера дёргается по минимуму - high level. Несомненно, если бы Аронофски ставил бы себе задачей снять обычное жанровое кино, публика была бы к нему не столь строга, поскольку художественных удач здесь навалом.

Но этот человек ранее снял "Реквием по мечте", "Фонтан", "Ной". Фильмы, в которых было полно библейских отсылок. В "маме!" их ещё больше. При большом желании, фильм можно даже назвать экранизацией различных эпизодов священнописания, альманахом короткометражек на библейскую тематику. "Я бросаю гранату в поп-культуру и смотрю, что выйдет", - так озаглавлено интервью режиссёра на КП. И всё бы ничего, если бы эти отсылки, понятные всякому, кто хоть чуть чуть знаком с книгой, не подавались столь топорно и во многом безвкусно. Первые полчаса фильма стараешься не упускать ни единой детали, складываешь в разуме пазл из сюжетных хитросплетений. Однако чем дальше - тем легче. Отпускает. В одной из сцен фильма героиня Лоуренс кричит на мужа: "Зачем ты с ними связался? Они что, помогут тебе писать?" Одна эта фраза - сюжет в сюжете, диссонанс, наслоение библейского сюжета на бытовой. Это было бы позволительно в финале, но не в завязке. Так, ближе к концу удовольствие доставляет только атмосфера присутствия, а разгадка очередной отсылки становится не более, чем приятной галочкой, за которую не хочется благодарить режиссёра. Сценарий в целом, будучи сотканным из отсылок и экспрессивных диалогов, во второй половине становится вторичен.

В итоге фильм очень непросто оценить. О нём можно бесконечно говорить, находя что-то новое в сюжетных ответвлениях, но если подходить с холодной головой - хватает как плюсов, так и минусов. Очевидно, что после "Ноя", который внезапно оказался самым простым в фильмографии режиссёра, он сделал шаг вперёд, помимо прочего обретя на съёмочной площадке семейное счастье. Удачи в личной жизни, Даррен, и сил для новых проектов. Ну а нам пока есть, о чём подумать.

Без оценки.
Tags: День в кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments