?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 September 2017 @ 03:24 pm
День в кинотеатре. мама! (mother!, 2017)  
Ходил на второго "Терминатора", но по поводу того похода в кинотеатр написать было нечего - новых мыслей не появилось, оценка осталась прежней. На новинку пошёл, выходит что, первый раз за два месяца. Всё дело в том, что я последнее время сильно перехотел смотреть новое кино. Под наградный сезон, в начале года - может быть, а сейчас как-то совсем нет желания. При выходе нового трейлера чувствуется какая-то апатия, непредрасположенность. Раньше садился и смотрел все трейлеры месяца разом, намечая галочками потенциальные походы в кинотеатр, сейчас нет такого. Однако просмотренного уже хватит на два обзора, только когда сяду писать - не знаю, всё откладываю и откладываю. Ну это так, лирическое отступление.

Первым фильмом, заставившим меня вылезти из своей уютной скорлупы, стал новый проект Даррена Аронофски. Снималось всё в строжайшей секретности, трейлеры вышли чёрт знает какие. Невозможно было понять, что вообще происходит. Первые отзывы в ЖЖ и на Томатах навели на позитивные мысли - будет как минимум интересно и даже страшно. Я шёл в кинотеатр более-менее подготовленным, но мне всё равно это не помогло. Фильм высекает из зрителя живую эмоцию тошноты и головокружения с ноткой клаустрофобии, особенно вторая его часть. Именно по этой причине Аронофски не очень хочется ругать, хотя и есть за что.

Режиссёрский ход заключается в том, что весь фильм мы буквально живём в теле героини Дженнифер Лоуренс. Смотрим её глазами, вдыхаем её носом, ощущаем её кожей. Сходу не припомню другого триллера, где этот приём был использован так удачно. Без всяких бу-эффектов (хотя и им место нашлось) и поскрипываний двери достигается аутентичная хорроровая атмосфера. Второй важный момент - заточение героини в дом. Он огромен, но не настолько, чтобы проводить в нём 24 часа в сутки без желания повидать мир. Великолепная, фееричная работа была проделана по части операторского искусства и работы со звуком. Мэттью Либатик наверняка будет бороться за все награды. Удачный темп и идеальная динамика фильма - во многом его заслуга. Там, где зрителя нужно успокоить, он использует крупные планы, там, где немного напрячь - средние, а в кульминации, где за героиней Лоуренс надо буквально бегать, и это всё в эпизодах длиной в несколько минут без монтажных склеек, камера дёргается по минимуму - high level. Несомненно, если бы Аронофски ставил бы себе задачей снять обычное жанровое кино, публика была бы к нему не столь строга, поскольку художественных удач здесь навалом.

Но этот человек ранее снял "Реквием по мечте", "Фонтан", "Ной". Фильмы, в которых было полно библейских отсылок. В "маме!" их ещё больше. При большом желании, фильм можно даже назвать экранизацией различных эпизодов священнописания, альманахом короткометражек на библейскую тематику. "Я бросаю гранату в поп-культуру и смотрю, что выйдет", - так озаглавлено интервью режиссёра на КП. И всё бы ничего, если бы эти отсылки, понятные всякому, кто хоть чуть чуть знаком с книгой, не подавались столь топорно и во многом безвкусно. Первые полчаса фильма стараешься не упускать ни единой детали, складываешь в разуме пазл из сюжетных хитросплетений. Однако чем дальше - тем легче. Отпускает. В одной из сцен фильма героиня Лоуренс кричит на мужа: "Зачем ты с ними связался? Они что, помогут тебе писать?" Одна эта фраза - сюжет в сюжете, диссонанс, наслоение библейского сюжета на бытовой. Это было бы позволительно в финале, но не в завязке. Так, ближе к концу удовольствие доставляет только атмосфера присутствия, а разгадка очередной отсылки становится не более, чем приятной галочкой, за которую не хочется благодарить режиссёра. Сценарий в целом, будучи сотканным из отсылок и экспрессивных диалогов, во второй половине становится вторичен.

В итоге фильм очень непросто оценить. О нём можно бесконечно говорить, находя что-то новое в сюжетных ответвлениях, но если подходить с холодной головой - хватает как плюсов, так и минусов. Очевидно, что после "Ноя", который внезапно оказался самым простым в фильмографии режиссёра, он сделал шаг вперёд, помимо прочего обретя на съёмочной площадке семейное счастье. Удачи в личной жизни, Даррен, и сил для новых проектов. Ну а нам пока есть, о чём подумать.

Без оценки.
 
 
 
Владимир Соколовmr_henry_m on September 21st, 2017 02:13 pm (UTC)
Ого, а часто у тебя так бывает, что ты не можешь выставить оценку? Просто что-то не припоминаю) Хотя, наверное, если бы опубликовал пост попозже, то уже и придумал бы её к тому времени. Но вообще вот читаю я все эти отзывы на "маму!" и чувствую, что должен посмотреть фильм исключительно с целью разнести его) Даже не знаю, отчего складывается такое ощущение, но что-то не доверяю я Аронофски. И хотя прочитал уже немало текстов, всё как-то не убеждает, плюс ещё все упоминают эти библейские мотивы постоянно... Наверное, придётся смотреть) Но неохота, потому что со мной сейчас то же самое происходит: сто лет не выбирался на новинки и чувствую какую-то апатию. Хотел вот на Кингсмена нового сходить сегодня и передумал.
alex_mclydyalex_mclydy on September 21st, 2017 02:21 pm (UTC)
Не больше 15 фильмов у меня без оценки. Все они ждут пересмотра, а там видно будет.

На Кингсмена пойду 100 процентов.
Владимир Соколовmr_henry_m on September 21st, 2017 04:40 pm (UTC)
А, ну хорошо, тогда хоть у тебя прочитаю)
Tenn: Tennpol_ned on September 21st, 2017 03:28 pm (UTC)
а у меня была реакция в стиле "все же Хавьер Бардем Бог!", а ближе к середине "а, и впрямь Бог, буквально" ))

один из немногих фильмов, которые дискомфортно смотреть физически, у меня под конец просто дико разболелась голова, что-то похожее было на "Необратимости" Ноэ.
alex_mclydyalex_mclydy on September 21st, 2017 03:48 pm (UTC)
Согласен абсолютно! Считаю данный аспект плюсом.
Tennpol_ned on September 21st, 2017 03:52 pm (UTC)
скажем, это был интересный опыт
Ольга Сапирolgalit on September 21st, 2017 03:38 pm (UTC)
мне было скучно после момента, когда он дописал.
alex_mclydyalex_mclydy on September 21st, 2017 03:49 pm (UTC)
Очевидно, вы не поклонник Аронофски, ибо именно после того, как Бардем дописал, включается чистый Аронофски-арт, который мы могли наблюдать почти во всех его предыдущих фильмах.
Ольга Сапирolgalit on September 21st, 2017 03:52 pm (UTC)
к аронофски это не имеет никакого отношения вообще. Просто я сама пишу, мне внутренние ощущения в процессе творчества знакомы: и по пепелищу так же ходила, и так же в душу лезли, нарушая границы и разрывая. Когда знаешь, как варить овсянку, смотреть, как варят овсянку - неинтересно. Черный лебедь мне нравится, и реквием по мечте и даже Ной. Потому что там про другое, а тут - как в зеркало)
alex_mclydyalex_mclydy on September 21st, 2017 04:18 pm (UTC)
Если честно, я вообще не понял, о чём вы. Последние 20-30 минут Бардем не то что не варит овсянку, его вообще в кадре минимум времени.
maxandmummaxandmum on September 21st, 2017 05:24 pm (UTC)
Я, наверное, что-то другое смотрел. В смысле камера дергалась, особенно в первой половине, бу-эффектов полно, с него, практически и начинается фильм. Но вот с оценкой вашей полностью согласен. Пожалуй это один из немногих фильмов (не считая откровенно экспериментальных), в которых есть только подтекст, без основного повествования. То есть, если представить, что зритель не видит ни одной отсылки и метафоры, то это жутко низкопробный трэш, а если видит, то "без оценки"
alex_mclydyalex_mclydy on September 21st, 2017 06:03 pm (UTC)
Я вчера говорил с человеком, который не распознал отсылок, но которому фильм понравился.
Илья Косолаповkosolapov on September 22nd, 2017 06:37 am (UTC)
Не понимаю всеобщей критики из разряда "слишком просто".. OMG, Мстители для людей не просто, а тут просто)) Не в претензию тебе лично, но меня всегда это поражало: Интерстеллар, Прибытие, теперь вот мама!, всё-то вам просто)) Ну блин, ребят, эти режиссёры стараются сделать что-то умное и удержаться при этом в нише мейнстрима. И это у них получается просто гениально.

Один из лучших фильмов года, однозначно у меня в топе будет в лидирующих позициях.
alex_mclydyalex_mclydy on September 22nd, 2017 08:13 am (UTC)
Я же специально вставил цитату из интервью. Всё понимаю, но не принимаю.