alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Музыкальная рулетка. Выпуск №25


Toots & The Maytals - Funky Kingston
Год: 1973. Жанр: Reggae.
Треклист:
1. Sit Right Down
2. Pomp And Pride
3. Louie Louie
4. I Can't Believe It
5. Redemption Song
6. Daddy's Home
7. Funky Kingston
8. It Was Written Down

Со всеми жанрами, которые я люто и преданно люблю, у меня были "романтические" отношения, когда я отдавал им огромное количество времени и ничего кроме них не слушал в определённые периоды своей жизни. Опера, бритпоп, нойз, эмбиэнт, транс, инди-рок, трип-хоп... Список можно продолжать долго. Регги можно было бы тоже включить в перечисление, но не отдуваться же одному Бобу за весь жанр. Познакомившись с дискографией The Wailers году эдак в 2008, я был пленён этим солнечным настроением и безграничным позитивом, которым Боб и его команда угощали слушателей от альбома к альбому. Это моё, несомненно. Дал себе слово когда-нибудь познакомиться с рокстеди, дэнсхоллом и регги поближе, но... Это не та музыка, которую можно слушать в любое время и под любое настроение. С моим уровнем кисломордости может пройти мимо даже самый гениальный регги-альбом. Хочется с улыбкой на лице знакомиться с гениями, всё жду и жду подходящего настроения уже который год, перебиваясь лишь редкими релизами, чаще всего из новинок. О таких же коллективах как Toots & The Maytals есть лишь общее представление. Ребята, которые популяризовали жанр в мире ещё раньше Боба, в 1972 году (легендарный 'Catch a Fire' вышел в 1973-ем). Конкретно 'Funky Kingston' - самая известная их работа, член списка The Rolling Stones с лучшими альбомами всех времён. Невероятно рад такому подгону.

Чрезмерное оживление за время прослушивания со мной случилось только один раз. Я весь такой трендовый, ни один популярный и хорошо продаваемый сингл мимо меня не проскочит, последние лет 7 варюсь в этой теме. Успел за это время сформулировать догму - Pitbull всегда выезжает на чужих сэмплах. У мужичка очень крутые продюсеры, которые достают ему богом забытые хиты и превращают в энергичные минусы на новый лад. Оказывается, T&TM тоже не прошли мимо орлиного взора приспешников американского рэпера - "Don't Stop the Party" была сварганена из их "Funky Kingston". Не шок, просто забавный факт. И, между прочим, по настроению песни оказались схожими. Во всём остальном альбом можно назвать ровным, проникновенным, бесконечно солнечным и приятным. Не надо выделять какие-то треки, не надо анализировать вокал и разнообразие музыкальных инструментов, не надо искать альбому место в музыкальной истории. Все ответы как на ладони. Очень простая, но при этом очень умная музыка. Плюс, что немало важно, патриотичная. Ребята не задумывались о том, будут ли их помнить через 30 или 40 лет. Не брали в расчёт рассуждения о том, принесёт ли запись альбома им какую-то выгоду или известность. Они просто прославляли свою республику и ловили кайф. Не нужно ассоциировать регги с косяками марихуаны и розовыми очками при взгляде на жизнь. Ассоциируйте регги с тем видом искусства, который идёт от самого сердца. Абсолютная искренность, чистые эмоции.

Уверен, что в Северной Америке альбом получил известность не только из-за аутентичного звучания, но и потому, что тамошние продюсеры и музыкальные критики просто секут фишку. Также, как мимо меня не пролетит хит, мимо них не пролетит альбом, который навсегда останется вехой в истории и по которому можно будет делать выводы об эпохе, во время которой он создан. 'Funky Kingston' - мощнейший представитель музыки семидесятых, уникальный продукт жанра. Лонгплей, разрушающий стереотипы о том, что регги "весь одинаковый". Ямайцы, которые стали популярными на весь мир тогда, когда музыканты куда более масштабных государств довольствовались местным успехом.

Итог: it's classic.
Треки для Избранного: ничего не выделилось.
Оценка: 7,5.



Ocean Colour Scene - Marchin' Already
Год: 1997. Жанр: BritPop.
Треклист:
1. Hundred Mile High City
2. Better Day
3. Travellers Tune
4. Big Star
5. Debris Road
6. Besides Yourself
7. Get Blown Away
8. Tele He's Not Talking
9. Foxy's Folk Faced
10. All Up
11. Spark And Cindy
12. Half A Dream Away
13. It's A Beautiful Thing

Бирмингемская группа Ocean Colour Scene образовалась в 1989 году после распада двух других, Fanatics и The Boys, оставшиеся в индустрии участники которых объединились для создания нового коллектива. Поначалу взяв курс на классический рок с уклоном в индуизм, Саймон Фаулер и компания не снискали популярности, и быть может так и остались бы на задворках, если бы не два факта. Первый - Британию всецело захлестнула волна бритпопа. На Соединённом Королевстве то тут, то там стали появляться группы, исповедующее новое, революционное звучание, совмещающее в себе рок-н-ролл и поп-культуру. Один из самых популярных альбомов жанра, дебютник The Stone Roses, появился ещё в конце восьмидесятых, но именно начало-середина 90-ых стали пиком популярности. Только что образовавшиеся группы Англии и Шотландии имели мало шансов, чтобы играть что-то иное, и в итоге OCS, как и многие другие, сменили курс на модное веяние. Второй факт - молодой коллектив заметили небожители. В 1993 году Пол Уэллер, в 1995 - Ноэл Галлахер. После того, как банда поездила с ними в турне, выступая на разогреве, пути назад уже не было. На небосклоне появились новые бритпоп-герои, которые сами, начиная с 1996 года, стали выбирать себе группы на разогрев. Что интересно, третий альбом группы под названием 'Marchin' Already' стал топ-1 в UK Albums Chart и прогнал с верхней строчки ни кого-нибудь, а Галлахеровский 'Be Here Now'. На какой-то момент ученик превзошёл учителя, хотя последующие десятилетия расставили всё по своим местам. Тот альбом так и остался единственным №1 в истории группы. Хотя они до сих пор в строю, на место даже в топ-10 для новых релизов рассчитывать не приходится. Когда-то я дал себе цель послушать весь бритпоп, и новый раунд Рулетки приблизил меня к цели - тот самый 'Marchin' Already', один из лучших лонгплеев 1997-го, прослушан.

Ещё одним человеком, популяризовавшим OCS в мировой культуре, стал выдающийся британец Гай Ричи. Он взял песню 'Hundred Mile High City' в саундтрек к своему дебютному фильму "Карты, деньги, 2 ствола", сделав тем самым её самым узнаваемым хитом группы и по сей день. В треклисте 'Marchin' Already' она идёт первой, и это именно тот бритпоп, который мы знаем и любим - разнузданный, бескомпромиссный, немного грязный и очень-очень свойственный девяностым. Однако дальнейшее прослушивание альбома навело меня на подозрительные мысли. Песен, схожих с HMHC по энергетике, больше не оказалось, отчего в какой-то момент даже захотелось поставить на банде ярлык "бритпоповцы с тросточками". Академичный подход группы к одному из самых энергичных рок-сабжанров удивляет, но это только на первый взгляд. В музыке коллектива не чувствуется безответной любви к #палпоэзисиблёр, зато ощущаются тёплые чувства к американской культуре - кантри, джазу, блюзу. Нет, вы не найдёте здесь чистого кантри, но лейтмотивом лонгплея являются именно что мягкие вкрапления, свойственные американским бандам 80-90-ых годов. По всей видимости, после сверхудачных альбомов от собратьев по цеху, вышедших в первую половину девяностых, OCS попытались сделать свой третий полноформатник максимально мультижанровым, насколько это возможно в рамках, заданных бритпопом. Совершенно неудивительно, что у группы появилось много новых поклонников из числа тех, кто любит блюз-рок. Лучше всего лонгплей характеризуют две песни, первая и последняя. Если в зачине мы слышим кристальный бритпоп, то завершает пластинку блюзовая 'It's a Beautiful Thing', с примесью электроники. Два ярких хита, справедливо вышедшие синглами и добавившие группе вистов.

Не так давно мне в Рулетке попались бритпоповцы Mansun, которых я беспробудно на протяжение месяца гонял в своём плеере. Потрясающая группа, любовь к которой я пронесу с собой до конца жизни. Даже немного боялся, что с OCS произойдёт то же самое - снова придётся откладывать всякое-разное в долгий ящик, отдавшись девяностым на какой-то срок. Однако этого не произошло, что, в общем, просто факт, не более того. 'Marchin' Already' не поразил меня в самое сердце, и я не полечу сейчас на поиски всех релизов OCS в бездну сети. Безусловно, этот момент когда-нибудь обязательно наступит, но не сейчас. Зато я теперь знаю банду, которая позволяла себе эксперименты с жанром тогда, когда их не позволял себе никто. Благодаря ним OCS гарантированно останутся в памяти на долгое время.

Итог: когда академизм не в тему.
Треки для Избранного: 'Hundred Mile High City'.
Оценка: 7,0.



Over the Rhine – Films For Radio
Год: 2000. Жанр: Country Rock, Pop Rock.
Треклист:
1. The World Can Wait
2. If Nothing Else
3. Give Me Strength
4. Fairpoint Diary
5. I Radio Heaven
6. Little Blue River/In The Garden
7. Goodbye (This Is Not Goodbye)
8. Whatever You Say
9. The Body Is A Stairway Of Skin
10. Moth
11. When I Go

Over the Rhine - это плод сотрудничества двух талантливых людей, пианиста и гитариста Линфолда Детвейлера и вокалистки Карин Бергквист. Они повстречались в конце восьмидесятых и, объединённые любовью к музыке Боба Дилана, решили создать фолк-группу. Долгое время это был квартет, кое-когда трио, но суть ясна - Линфолд пишет, Карин поёт. Сотрудничество в рамках дуэта со временем вылилось в нечто большее - коллеги не только по музыке, но и по жизни. Интернет умалчивает, когда состоялась свадьба, лишь упоминая о том, что "до образования группы они не были женаты". Судя по всему, чувства нахлынули с первыми же успехами коллектива. Три альбома, выпущенные в первую половину 90-ых, оказались успешными, закрепив за группой звание крепких середняков фолк-сцены. Возможно, в тот момент был необходим какой-то рывочек, чтобы стать притчей во языцех, но OtR продолжили играть "для своих", набирая новых поклонников в основном посредством экспериментов. Одним из таких, что очевидно, стал альбом 'Films For Radio'. Мимокрокодилы, увидев на большинстве информационных сайтов тег 'americana', поспешат сделать неутешительный вывод об околофолке и кантри-направленности (что, в принципе, тоже неплохо). Те же, кто захочет углубиться, приятно удивятся. Понимание того, что классический американа-стайл тут и не ночевал, приходит почти мгновенно. А вот чего тут навалом, так это интеллекта, доброй лирики и любви, как к разным музыкальным слоям, так и к мирозданию.

Никогда так не делаю и не стану делать сейчас, но видит бог, этот альбом - образцовый пример того, что можно и нужно раскладывать по крупицам. Каждая песня в отдельности ничуть не похожа на другую, о каждой можно бы было написать целый абзац. Уже эти слова можно считать моим признанием к любви. Стержень альбома ясен и даже в чём-то тривиален - ну да, околофолк как он есть. Однако... Не нужно быть гением, чтобы понять, в какой музыке OtR черпали вдохновение для своего творчества. Каждый, кто делал хороший фолк и кантри в 70-80-ых годах, попадали сначала в уши Детвейлера, а потом и в мозг для глубокого анализа. И аналитик из него получился столь же первоклассный, как и музыкант. Слёзы наворачиваются от того, как альбом на протяжение своего объёма играет всё новыми и новыми красками. Пианино, гитары и немного электроники, вкупе с недюжинным интеллектом Детвейлера дают на выходе неповторимую смесь из песен разного окраса. Весёлые, грустные, меланхоличные, жизнеутверждающие - здесь есть всё. Не поверите, пока не включите - тут есть даже один чистый трип-хоп трек, 'The Body Is A Stairway Of Skin'. Естественно, мой фаворит. Думал ли я ещё пару дней назад о том, что на американа-лонгплее можно обнаружить трип-хоп? Вопрос риторический. Однако все эти эпитеты больше в сторону мозга группы, который бы не имел никакого значения, если бы не было души в лице Карин. Бархатный, обволакивающий вокал, захватывающий и не отпускающий. Не могу сходу назвать другую вокалистку в жанре, которая произвела на меня похожее впечатление. Аланис Морисетт разве что, но это немного другое.

Итог: я влюблён в Over the Rhine. Понимаю, что ранние альбомы мне не будут столь интересны, но обязательно познакомлюсь и с ними.
Треки для Избранного: большинство.
Оценка: 8,0.



The Bug vs. Earth — Concrete Desert
Год: 2017. Жанр: Abstract, Experimental.
Треклист:
1. City Of Fallen Angels
2. Gasoline
3. Agoraphobia
4. Snakes Vs Rats
5. Broke
6. American Dream
7. Don't Walk These Streets
8. Other Side Of The World
9. Hell A
10. Concrete Desert

Земля повидала уже всякие коллаборации, дуэты, сплиты и творческие объединения. Как на сцене во время живых выступлений, так и во время студийной работы. Впереди планеты всей идут электронные девяностые, во время которых друг с другом сотрудничали представители всех новых и относительно новых сабжанров прикладной электроники - хауса, транса, техно, джангла и прочих. Дуэты типа Fabio & Grooverider и Gouryella, не то трио, не то дуэт Klubbheads, супергруппы Dance United и United Deejays For Central America, а также сотни прочих - славное было время! Однако, как ни крути, в рамках подобных проектов не последние личности музыкальной индустрии лишь экспериментировали в уже известном жанре, не открывая по сути ничего нового. Аккуратно, в заданных продюсерами рамках, на свет рождались всё новые и новые треки, позволяющие накопить музыкантам не только на хлеб с колбаской, но и на яхту с островком. Мода на дуэты, само собой, никуда не делась и в наши дни. Даже небожители типа Мартина Гэррикса и Сонни Мура могут не написать за год ни одного сольного трека, без потерь в поклонниках и деньгах. Но есть и другая сторона медали - дуэты, которые выходят за рамки обыденного. Творческие союзы, образованные не для стрижки купонов, а для духовного рывка и революции звучания. Первым вспоминается совместный альбом Роберта Майлза и Трилока Гурту 2004 года, оставшийся практически незамеченным из-за своей отторгающей структуры. За что там отвечал Роберт, а за что Трилок, было не очень понятно, однако без анализа деталей и глубокого погружения в материал мне тот лонгплей вполне себе зашёл. И вот теперь Рулетка подарила мне знакомство с ещё более ураганным экспериментом в истории электронной музыки. Кевин Мартин aka The Bug, у которого в тегах встречается иллбиент, грайм и рагга, и Earth, пионеры дум-метала, последнее время работающие в жанрах пост-рок и дрон. У них не было никакого творческого кризиса или затяжного простоя, их последние сольные релизы имеют на Метакритике 83 и 82 балла соответственно. Они просто решили поработать вместе, оторваться от земли. Совместить несовмещаемое и родить что-то новое. План насколько храбрый, настолько же и опасный.

Пристанищем дуэта стал лейбл Ninja Tune, на котором сроду не работали такие группы, как Earth. Вполне классические для экспериментальной электроники 13 треков растянулись аж на полтора часа. С первых же мгновений пластинка захватывает своей бескомпромиссно тёмной и холодной атмосферой. Саундтрек для фильма ужасов - первая ассоциация. Однако приёмы Мартина во многом идут в разрез с примитивной музыкой для очередного хоррора. То тут, то там музыкант начинает вставлять сэмплы и обыгрывать приёмы, благодаря которым он стал знаменит, и иногалактический мир альбома начинает захватывать всё больше и больше. За исключением одного трека, все остальные на альбоме - инструменталы, к которым не подъедешь и на хромой козе. Здесь цельно не живёт ни IDM, ни эмбиэнт, ни, прости господи, дабстеп, но их отголоски существуют буквально в каждом из треков. На выходе же это тот самый, многими любимый, а многими ненавидимый жанр 'abstract', которым принято обзывать то, что тупо не укладывается ни в какие рамки. И тут вам уже впору спросить меня - а как же Earth, в чём их вклад? В ответ я попрошу обратить внимание на первую строку этого сообщения - The Bug vs. Earth (на обложке диска так вообще всё капсом и без обязательной для сокращения versus точки в конце). В момент зачина всей электронной музыкальной культуры словом "versus" обозначали раздельную работу продюсеров и авторов, иногда в плане создания музыки, а иногда даже в плане мастеринга и сведения. Для совместной использовались союзы "and" и "featuring". Потом уже всякие "умельцы" сделали тег модным и стали пихать куда не попадя, совершенно забив на изначальный умный смысл. В случае с 'Concrete Desert' посыл схожий - конечно, работали ребята вместе, но Мартин скорее перерабатывал идеи, поданные металлистами, чем создавал свои. Кстати, вплотную над лонгплеем работал только вокалист и лидер Earth Дилан Карлсон, о чём нам сообщает вкладыш CD.

Между строк читается главный вопрос, из которого можно делать вывод - получилось ли у Мартина и Карлсона что-то принципиально новое и отличное от их сольной работы. Ответ очевиден - да, и уже благодаря этому альбом достоин хотя бы одного прослушивания. Едва ли его пропустят мимо себя поклонники артистов, как когда-то люди поголовно забили на приведённый мною в пример 'Miles _ Gurtu'. Более того, лонгплей вполне может зайти любителям прикладной электроники, а просто людям с хорошим вкусом я бы его даже советовал, несмотря на большой объём. Пожалуй, единственная проблема 'Concrete Desert' состоит в том, что у него нет цельной концепции, но когда это было серьёзным укором для абстрактной музыки?

Итог: для поклонников мозговых тараканов.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,0.



Waltari - Yeah! Yeah! Die! Die! Death Metal Symphony In Deep C
Год: 1996. Жанр: Death Metal, Symphonic Rock.
Треклист:
1. Misty Dreariness
2. A Sign
3. Deeper Into The Mud
4. The Struggle For Life And Death Of "Knowledge"
5. Completely Alone
6. Move
7. Time, Irrelevant
8. The Top

“Да что вы знаете об эклектике?” – такой лозунг вполне подошёл бы для того, чтобы обозначить потенциальному слушателю рамки того, в чём работает группа Waltari уже более 30 лет. Картси Хаттака, собравший коллектив единомышленников в 1986 году, вряд ли мог подумать, что через десятилетия его будут ассоциировать прежде всего с сумасшедшим смешением стилей (и вокальных приёмов, кстати, тоже). Первые релизы группы были в стиле панк, но погодите… Финляндия… панк… Как-то не сходится, не правда ли? Второй студийный альбом под названием ‘Torcha!’ был первым, на котором группа стала играть метал, и одновременно с этим первым, на котором стали осязаемы грандиозные эксперименты Хаттаки в плане звучания. Ничтоже сумняшеся, тогда ещё никому не известный музыкант решил разбавить старый-добрый скандинавский дэт-метал американским техно. Группой сразу заинтересовались многие лейблы в Европе и Азии, и тут Хаттака понял – вот оно! Далее от альбома к альбому в задействованных жанрах можно было проследить всё новые и новые: индастриал, прогрессив, трэш, а порой и хип-хоп с попом. Бескомпромиссность при создании музыки со временем стала визитной карточкой группы. Они гастролируют и по сей день, хотя новые релизы выходят всё реже. Одним из самых интересных альбомов в богатой дискографии коллектива можно считать лонгплей с замысловатым названием ‘Yeah! Yeah! Die! Die! Death Metal Symphony in Deep C’. Концепция альбома состояла в совмещении хэви-метала и симфонической музыки, над пластинкой помимо Хаттаки работали дирижёр Рику Ниеми и только-только присоединившийся к Waltari Роопе Латвала (будущий гитарист Children of Bodom). Красочное шоу, приуроченное к выходу альбома, состоялось в 1995-ом, а сам диск появился на прилавках магазинов в следующем году.

Альбом разбит на 8 серьёзно отличающихся по продолжительности треков, идейно объединённых и музыкально, и лирически. Симфонический оркестр Avanti! Под чётким дирижированием Ниеми главенствует в каждой из композиций, а гитаристы Waltari терпеливо ждут своего часа, который неизменно наступает преимущественно в пиковых энергетических моментах. Барабаны минимизированы, подключаются лишь тогда, когда без них уже нельзя выстроить композицию. Всё вместе с натяжкой можно назвать симфоническим дэт-металом, но это не тот случай, когда симфония и “мёртвый” саунд идут рука об руку. Здесь они новаторски чередуют друг друга, что для подготовленного слушателя становится приятным сюрпризом. В финалах частей симфонии музыканты оркестра и группы сливаются в едином экстазе – только из-за этих коротких моментов язык не поворачивается назвать эксперимент глупым или вычурным. Хаттака определённо знал, что он делает. Что касается вокальной части, тут тоже не к чему придраться. Есть 3 лирических героя-рассказчика: Джон Доу, Компьютерный разум и Ангел. За первые два отвечают Хаттака и приглашённый гроулер Томи Койвусаари, а ангельскую сущность воплощает Ива-Каарина Вилке. Переплетающиеся вокальные партии создают оперный эффект, позволяя за полный объём альбома каждому из вокалистов “прожить" свою историю. Отдельно стоит отметить два интересных момента – рэп в части ‘Move’ и скрытый рок-н-ролл трек ‘How Long Can U Go’. Речитатив на дэт-метал релизе – к такому невозможно привыкнуть, даже будучи сто раз предупреждённым, а рок-н-ролл со струнными и фуззом – это вообще другое измерение.

На бумаге эксперименты Хаттаки кажутся чем-то из ряда вон выходящим и нереальным, однако знакомство с одним только этим альбомом наводит на мысль, что у этого человека отличный вкус и безупречное чувство такта. Он не пытается напугать слушателя или поставить его в затруднительное положение ничего не понимающего. Наоборот, Картси прилагает максимум усилий для того, чтобы солянка получилась максимально вкусной и ароматной. Если человеку скучно жить в мире тягучего и серого дэт-метала – не в нашем праве ему мешать. Что интересно, опыт проведения шоу в поддержку альбома впоследствии стал ещё одной фишкой группы: музыка, балет и световое представление на одной сцене. Конечно, это эпатаж. Конечно, Хаттаке с его розовыми волосами тяжело откреститься от статуса фрика. Однако в музыке Waltari царит доброта и позитив. Главное – прочувствовать.

Итог: эклектика 100 lvl.
Треки для Избранного: нужно слушать полностью.
Оценка: 7,5.

Tags: #палпоэзисиблёр, Музыкальная рулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments