alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №23

Самая ненужная рубрика этого блога снова в строю.

Mike Oldfield - Tubular Bells
Год: 1973. Жанр: Folk Rock, Modern Classical, Prog Rock, Classic Rock.
Треклист:
1. Tubular Bells Part One
2. Tubular Bells Part Two

Майк Олдфилд - всемирно известный человек, легенда мира музыки. Метаясь на разных этапах карьеры в разных стилях и направлениях, музыкант заслужил уважение почти во всех меломанских сообществах. Он писал и рок, и фолк, и электронику, и этническую музыку, и академическую. Для меня, любителя компьютерного звучания, нью-эйдж работы Олдфилда стали первыми открытиями в его творчестве, а вот до остального руки как-то не дошли. Понятно, что одиночные треки типа "Moonlight Shadow" или "In France" не слышал только ленивый, но с полноформатниками у меня дела похуже. 'Tubular Bells' - первый сольный студийный альбом Олдфилда, который он записывал в 19-летнем возрасте, а выпустил в 20-летнем. Это один из лучших дебютных альбомов в музыкальной истории - факт. Только одних баек, сопровождавших релиз лонгплея, хватило бы на целую статью.

Бросив в 15 лет школу, Майк всерьёз увлёкся карьерой музыканта. Успел поиграть в нескольких бандах в качестве гитариста, однако всегда был одержим идеей сочинять собственную инструментальную музыку. Копил и копил идеи, слушая Мориса Равеля, Белу Бартока и Led Zeppelin. Как вдруг... Нет, не выпуск альбома и мировая популярность. Путь к этому моменту был тернист - статус запасного гитариста в мюзикле, депрессия, нищета, воровство с целью выживания, а также думы о смене города или даже страны. И только бог знает, по какой колее поплыла бы карьера Олдфилда, если бы в его жизни не появился звукоинженер студии The Manor Том Ньюман. Он был единственным человеком, кого поразили в самое сердце демо-записи молодого Майка. Ньюман свёл Олдфилда с нужными людьми, и в жизни юноши стартовал новый каторжный этап - ночная работа на студии (чтобы никому не мешать и не платить, денег по-прежнему не было). Потихоньку воистину наполеоновские планы стали обращаться в жизнь - несколько месяцев кропотливого труда записи и сведения, и вуаля - альбом начал принимать осязаемые очертания. Олдфилд сам сыграл практически на всех инструментах, а количество магнитофонных обрывков для наложения составило неприличное число 2300. Новаторство в чистом виде. Альбом вышел 25 мая 1973 года, через 10 дней после двадцатого Дня рождения мультиинструменталиста. Каждому прогрессивному слушателю знаком лейбл Virgin Records, но не каждый знает о том, что именно 'Tubular Bells' был первым его релизом. Вторая половина 73 года и несколько последующих лет стали для Олдфилда временем затворничества (музыкант вёл аскетский образ жизни, абсолютно не давая интервью), но в то же время мирового признания. Зашкаливающие уровни продаж, исключительно положительные рецензии, ну а после того, как фрагменты пластинки прозвучали в кинохите "Изгоняющий дьявола", началась вторая волна популярности. В результате Олдфилд получил Grammy за лучший саундтрек, а британский чарт не отпускал 'Tubular Bells' на протяжение более 5 лет.

По стилю альбом можно отнести к этому самому вашему прогрессив-року, который порой вызывает у меня недопонимание, особенно из тех, уже далёких, времён. Однако при прослушивании 'Tubular Bells' аналитика отходит на второй план. Все думы лишь о некоторых околомузыкальных вопросах, ответы на которые зачастую не требуются. Первый - это, безусловно, возраст музыканта. Как можно было придумать столь насыщенную, бескомпромиссную и абсолютно новаторскую музыку в столь юном возрасте? Перевирая цитату одного известного актёра, можно сказать от лица Олдфилда: "Когда все шли играть в футбол, я шёл домой слушать классические концерты и рок-альбомы". Отголоски известных Шедевров академической музыки ощутимы, куча их. И это хорошо, это правильно. Второй вопрос - почему именно инструментал? У новоявленного лейбла уже были на руках контракты с певицами, которые могли бы поработать с Олдфилдом, но он был категоричен - это должна быть музыка без слов. Хотя в будущие годы доказал, что и вокальные композиции можно считать его сильной стороной. Третий пункт, интересующий меня более всего, почему две части произведения получились столь различными по настроению? Если первая - это классический такой прогрессив-рок, который в те годы стремились писать все музыканты-интеллектуалы, то вторая - очень сложная, не побоюсь этого слова, симфония, в которой сосредоточена масса тем. Бросает то в жар, то в холод. Как будто трагикомедию совместили с суровым хоррором. Звуковые модуляции расшатывают нервишки, наложения инструментов в некоторых моментах напоминают нойз, а низкий шёпот ближе к завершению будто возвращает обратно на Землю. "Хватит летать, возвращайтесь в суровую действительность" - говорит нам музыкант и в развязке наигрывает простейший ироничный гитарный мотив. 48 минут пролетают как мгновение. Мы прослушали музыку не мальчика, но мужа.

Оркестровая версия 'Tubular Bells' вышла в 1975 году, а через 17 лет на свет появился сиквел альбома - 'Tubular Bells II'. И хоть он не имел популярности оригинала, в последующие 11 лет вышло ещё 3 альбома и 2 компиляции, на выходе - эдакая музыкальная франшиза, пенталогия. Она у меня впереди. Знакомство же с дебютной пластинкой известного британского композитора лишь укрепило в моём разуме мысль о том, что когда-нибудь нужно взяться за его дискографию по максимуму. После этого можно будет однозначно утверждать, герой ли он нашего времени, или всё-таки просто хороший музыкант. В последнем я уверен уже сейчас.

Итог: Modern Classical как она есть.
Треки для Избранного: прочерк.
Оценка: 7,5.



Sergey Dudin - Вечный Зов
Год: 1999. Жанр: Pop Rock, Prog Rock.
Треклист:
1. The Begining
2. Rain
3. Dream
4. Be Overcome
5. Heavens
6. Hope
7. I Am Tired
8. A Song About The House
9. A Song About The Friend 1
10. A Song About The Friend 2
11. Eternal Call

Задание сразу насторожило. Русское имя - транслитом, название альбома - кириллицей. Что-то будет... Оказалось, что вариантов написания было четыре, и каждый был бы правильным.

Sergey Dudin - Eternal Call
Sergey Dudin - Вечный Зов
Сергей Дудин - Eternal Call
Сергей Дудин - Вечный Зов


Только история умалчивает, почему такие выкрутасы стали возможными. Самый простой ответ - альбом выпускался как и в России (1999 год, стык веков), так и за рубежом, и для иноговорящих любителей музыки и название альбома, и названия песен были переведены на приятный глазам английский. Discogs подтверждает такую теорию. Однако на сто процентов быть уверенным нельзя. Помогли бы факты из биографии музыканта, но где же их взять? Страницы на Вики - нет, биографии на Ласте - нет, ВК - никакой информации, ни групп ни страниц, сторонние ресурсы - то же самое. Есть какой-то Сергей Дудин, гитарист, играющий в современных группах-ноунеймах. Такое ощущение, что о рождённом в СССР музыканте сейчас уже все забыли. Кроме человека, загадавшего мне это задание, само собой. Диву даюсь, откуда берутся такие диски в загашниках наших форумчан. Такой вот первый абзац - полная прострация вместо знакомства с исполнителем.

Та минимальная информация, которую выдаёт Discogs об альбоме, наводит на подозрительные мысли. Несмотря на то, что сам Дудин вполне тянет на звание мультиинструменталиста: гитара, бас-гитара, клавишные, а также вокал и сведение, - над пластинкой работали ещё 4 человека. Если к барабанщику и бэк-вокалистке вопросов никаких, то зачем тут отдельные бас-гитаристы и клавишник (по совместительству главный по электронным эффектам) - вопрос. Не чтут дело Майка Олдфилда. Наверняка сначала записывались все вместе, а потом Дудин всё немного сам корректировал на стадии сведения (кроме барабанов, хи-хи). И Диски, и Рутрекер пытаются убедить забредших на релиз в том, что это - прог-рок, а немногочисленные отзывы в Интернете утверждают без стеснения: "Пинк Флойд с русской лирикой". Ни больше ни меньше. Ну, тогда и линейка, что называется, нужна особенная? Оказывается, что нет. Потому что это поп-рок, лишь немного замаскированный под арт. Замаскированный, к слову, умело, да и лирика вполне в стиле жанра - тонны метаофризма и светлой грусти. Однако ощущение вторичности не покидает на протяжение всего объёма. Если же анализировать вне жанровых рамок, а, например, внутри временных, то определённо в 99 году ему бы нашлось место в топе отечественных альбомов. И не только у меня, а у всех русскоговорящих любителей рока. Не хватило раскрутки, продюсерского мастерства. А может оно и было так задумано, кто знает. Интересная музыка, бесспорно. Но по моей рейтинговой классификации всё же средняя.

Интересно было бы посмотреть на Дудина, который бы осознал, что-то из двух вещей: либо то, что он может записать альбом без посторонней помощи (только времени больше займёт и усилий), либо то, что душа просит поп-рока. Думаю, эти альбомы были бы для меня ещё интереснее, амбициознее. "Вечный зов" же останется в памяти ненадолго и к будущему изучению творчества исполнителя не пробудил.

Итог: неубедительный арт-рок.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 5,5.



The Divine Baze Orchestra - Once We Were Born…
Год: 2007. Жанр: Prog Rock.
Треклист:
1. Dance
2. Choose Your Green
3. Trota Di Mare
4. Orange And Turquoise
5. In Search
6. Little Man
7. The Person
8. The Man From My Mother's Brother
9. Closing The Circle
10. Burned By The Sun

Прог-рок родом из Швеции, 2007 года. Дебютный альбом банды. Винегрет из инструментов: помимо стандартных гитар и барабанов, орган, меллотрон и тамбурин. На этом знакомство можно заканчивать, потому что о моём отношении к жанру вы знаете (далеко не любимый, если не говорить жёстче), а о жизни музыкантов можно что-то найти только на шведских сайтах, и то не факт.

В группе 6 человек, каждый отвечает за своё. На звание мультиинструменталиста никто не покушается. Звучание очень сочное, интересное. Это действительно прог-рок, без натяжек и притворства. Не заметил какой-то философии в текстах, они довольно просты. Что, наверное, неплохо для прог-рок команды из нашего времени. Голос вокалиста отталкивает. Как не пыжится чувак, всё время крутится мысль, что без вокала эти композиции были бы ещё интереснее. При добавлении нотки меланхолии некоторые можно было бы обернуть даже в пост-рок, разнообразия релизу явно не хватает. Песни сложно отличить по структуре, по гитарным риффам. Запомнилась только та, в которой вокалист чуть было не перешёл на скриминг. Именно из-за этого факта, с формой там тоже всё довольно однобоко. Ну и в общем это музыка, конечно, не по адресу. Послушал альбом полностью два раза, и на третий идти уже не вижу смысла. По названию группы было обрадовался - неужто джазик? Ан нет, прог. А прог мне нравится очень выборочно.

Итог: то неловкое ощущение, когда пишешь два коротеньких ниочёмных абзаца 40 минут.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 4,5.



Mansun - Little Kix
Год: 2000. Жанр: BritPop, Indie Rock.
Треклист:
1. Butterfly (A New Beginning)
2. I Can Only Disappoint U
3. Comes As No Surprise
4. Electric Man
5. Love Is...
6. Soundtrack 4 2 Lovers
7. Forgive Me
8. Until The Next Life
9. Fool
10. We Are The Boys
11. Goodbye

Альбомов немного, а сам коллектив давно в списке маст-лисн, как и весь немногочисленный бритпоп, до которого я ещё не добрался, поэтому я послушал всю дискографию. Когда-то посредством Рулетки я поглотил всех Suede, теперь вот время Mansun. Я обожаю британский рок. Советовать мне его в игре - беспроигрышный вариант. С тех пор, как начал слушать Oasis, я сроднился с этой музыкой, проникся ею, впитал во все клетки тела. Теперь мой внутренний критик может выпалить что-то вроде The Verve > Travis или Arctic Monkeys > The Kooks, но при этом даже тех, кто находится в правой стороне неравенства, я обожаю. И Mansun уже после одного этого альбома прочно засели в моём сердце. Это прямо то, что мне сейчас нужно. И музыка, и вокал, и романтичная, легкомысленная атмосфера диска - всё это великолепно, очень дорого моей душе. Но обо всём по порядку.

Первый альбом - Attack Of The Grey Lantern - наиболее близок к классическому бритпоп-звучанию. Записанный под воздействием музыки Oasis и Blur, он построен в точности как пластинки первой половины декады. Короткие весёлые песни и финалочка на 14 минут с обязательным скрытым треком. Немудрено, что альбом после выхода пользовался бешеной популярностью и до сих пор неофициально считается лучшим у группы. Уже был переиздан на тройном (!) CD, в духе вышеупомянутых Suede. На втором альбоме ребята открыли публике новую свою сторону. Диск получился концептуальным, "двухсторонним", как в шестидесятые, длительность некоторых песен увеличилась до 8-9 минут. Появилась электроника и нехилый уход в прог. Популярность группы понизилась, а мне вот этот лонгплей зашёл лучше, чем дебютник. Однако ничто не могло сравниться с третьим альбомом, который и достался мне по заданию. Тут совершенно иная атмосфера, каждая песня выглядит как потенциальный хит, а голос вокалиста источает энергию и дикий позитив. Последняя песня называется 'Goodbye' - неужели ещё до записи парни понимали, что их дорожки расходятся? Очень жаль, что на такой мажорной ноте пришлось всё закончить. Дальше были только компиляции и бокс-сеты.

Итог: лучший альбом восхитительной группы.
Треки для Избранного: все, за исключением пары, может быть.
Оценка: 8,5.



Mark Morgan — Vault Archives
Год: 2010. Жанр: Soundtrack, Dark Ambient, Abstract, Downtempo, Ambient.
Треклист:
1. Radiation Storm
2. Industrial Junk
3. Khans Of The New California
4. Metallic Monks
5. Follower's Credo
6. Vats Of Goo
7. A Trader's Life
8. Moribund World
9. The Vault Of The Future
10. Second Chance
11. City Of The Dead
12. Underground Trouble
13. City Of Lost Angels
14. Flame Of The Ancient World
15. Many Contrasts
16. Gold Slouch
17. My Chrysalis Highwayman
18. Beyond The Canyon
19. Biggest Little City In The World
20. Dream Town
21. California Revisited
22. All-Clear Signal
23. Acolytes Of The New God
24. Desert Wind

Дарк-эмбиэнт - это тот жанр, который обычно ругают либо те, кто очень в теме, либо прожжённые интеллектуалы, которые самые завуалированные концепции щёлкают как орешки. Мой аналитический склад ума и наслушанность позволяют относить себя в обе категории, но лишь частично. Чистые же факты печальны: я не назову ни своей любимой композиции внутри жанра, ни любимого автора, поэтому на пальцах объяснить собеседнику, какой дарк-эмбиэнт мне нравится, задача не из простых. Попавшийся по заданию Марк Морган - это чувак, который с потусторонним миром на "ты". Композитор, который уже более 20 лет пишет саундтреки для игр, фильмов и сериалов, преимущественно в электронных поджанрах. Музыка к играм Fallout (1997) и Fallout 2 (1998) - это то, благодаря чему он сделал себе имя. Сверхудачные RPG сделали популярными всех, кто трудился над их созданием. Спустя 12 лет после выхода второй части, в России (!) на лейбле Aural Network решили поэкспериментировать - некий Владислав Исаев объединил уже классические саундтреки от Моргана в единый микс, назвав это дело 'Vault Archives' (Архивы убежища). Морган оказался не против, состриг немного баблишка на заезженном материале в незнакомой заморской стране. Я же немножечко проклял этот мир, пока слушал творение Исаева, и так и не понял, почему мне не достался заданием какой-нибудь из оригинальных саундтреков.

Определённо, Исаев при компилировании рассчитывал на чёткую целевую аудиторию - олдфаги с затёртыми дисками F и F2, а также всепоглощающие любители альтернативной электроники. И тут уже впору сказать, что ни под одну из категорий я не подхожу. Не играю, не фанатею, не обдалбываюсь. Все попытки рассмотреть компиляцию как художественное произведение привели меня к выводу, что это просто паршивая музыка. Возможно, оригиналы были лучше, но дело даже не в этом. По содержанию эмбиэнт как эмбиэнт, мало я что ли его слушал. Можно бы было простить, если бы это было просто мимо, не цепляло. Однако к форме здесь у меня претензий куда больше, чем к содержанию. Если идёте на эксперимент, продумайте всё, рассчитайте драматургическую составляющую, правильно расставьте приоритеты для тех, кто диска с игрой в руках не держал никогда. Но нет... Суровыми аляповатыми мазками одна композиция наслаивается на другую, бессмысленно и беспощадно. Никакой завязки, никакой кульминации, а финал диска - это просто вынос мозга, 'Desert Wind' - нулевое аутро, оставляющее слушателя в недоумении. Неужели это всё? Возможно, такое распределение треков внутри треклиста служит отсылкой к играм, которые люди за 12 лет успели подзабыть, но на это я уже откровенно плевать хотел. Вспоминая, помимо прочего, что релиз стал для лейбла дебютным, ловлю себя на мысли, что это просто отвратительная дешёвка. 24-трековый унылый бесформенный запил, стремящийся вывести новый лейбл на передовые позиции в отечественном электронном андеграунде, при этом паразитирующий на именах Моргана и винрарной игры. Чисто коммерческий релиз, о котором справедливо не стали делать даже пометки на странице исполнителя в Википедии. Очень жаль, что моё знакомство с творчеством Моргана оказалось таким.

Итог: яркий пример того, как не надо переиздавать материал.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 3,0.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments