alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Обзор №69.1

69
Обзоры от МакЛыди живее всех живых, хотя вы уже могли подумать об обратном. Я по-прежнему стараюсь смотреть в среднем по фильму в день, а вот писать получается не очень продуктивно - и в жизни напряги, и вдохновения нет порой (что зачастую как следствие из предыдущих слов). Когда сел писать очередной обзор, поймал себя на мысли из двух подпунктов. Первый - фильмов хватит на 2 обзора, второй - я посмотрел разом 4 франшизы величиной 3 и более фильмов. Вот, решил их выделить в отдельный обзор. Выложу по кусочкам, надеюсь за неделю управлюсь. Первая остановка - "Пила".

Пила: Игра на выживание (Saw, 2004)
Как известно, началось всё с короткометражки 2003 года выпуска. Вряд ли друзья Джеймс Ван и Ли Уоннелл тогда подозревали, к чему их приведёт крохотный криповый сюжетец (к/м идёт меньше 10 минут). Не думал, что меня хватит на весь френчайз, однако смог довести дело до конца и теперь обязан вам по чуть-чуть рассказать о каждом фильме серии. Кто ещё не приступал, предупреждение: обязательно смотрите в правильном хронологическом порядке. Не смотрите третью часть, потом пятую, потом первую, поскольку каждая из новых частей жёстко спойлерит предыдущие (ОСОБЕННО третья – там прямо кусками показывают эпизоды предыдущих частей; послевкусие такое, будто посмотрел 3 фильма разом). Для тех, кто совсем не в курсе: “Пила” – это прозвище Джона Крамера, который сам себя именует не иначе, как Конструктор. Ему и его последователям посвящены все фильмы саги. Прославился этот герой тем, что он не убивает злодеев собственными руками. Вместо мгновенной смерти Конструктор даёт каждому “последний шанс” – лишиться органа или близкого человека, но в итоге остаться в живых. “Я хочу сыграть в Игру” – самая знаменитая фраза отсюда. “Игра” – это и есть то, о чём я написал.
Основная идея, показанная ещё в короткометражке, признаюсь, меня не впечатлила. Я согласен с посылом Конструктора о том, что человек только под угрозой собственной смерти начинает по-настоящему ценить жизнь, но очень сомневаюсь, что пройдя испытание можно продолжать Жить. Без ноги или руки это уже существование, не жизнь. И тем более после того, как убил человека. Но главное – постоянный страх, с которым приходится мириться. В последней части показали “Клуб людей, которые выжили после Игры” – видели б вы эти лица. Состояние грогги, затянувшееся навсегда. То, что Конструктор выбирал в жертвы сугубо мразей и недостойных людей, превращает его из злодея в антигероя, однако с моральной точки зрения всё-таки чувствуется перегиб, с которым я так и не смог смириться. Считаю это одной из главных причин, почему франшиза в целом оставила меня равнодушным.
Но мораль моралью, а искусство – искусством. Первый фильм должен был ответить на главный вопрос – быть ли сиквелу (а далее и всем остальным)? Этот вопрос можно переформулировать – смогут ли Уоннелл (сценарист и исполнитель главной роли) и Ван (режиссёр) нагнать саспенса и держать зрителя в напряжении весь объём повествования? В итоге решение о съёмках сиквела было принято в первый же уик-энд после старта проката – зрителям люто понравился фильм. Я же был в недоумении, задаваясь вопросом, как такое кино могло в принципе стать культовым. Снят фильм аляповато, причём он такой единственный из всей серии. Эдакая осознанная стилизация под б-муви, которая не пришлась мне по вкусу. Про актёров сказать особо нечего – типичные для хоррора ноунеймы и Дэнни Гловер, которому особо не хочется играть. Сценарий, если его разбить на отдельные кусочки, неплох, но в совокупности отдаёт дешевизной и зияет массивными дырами. Спрашивается, почему же я в итоге решил поставить положительную оценку? Ответ кроется в двух причинах. Первая – сам Конструктор в исполнении Тобина Белла. Его не очень-то много показывают, но как и в случае с Ганнибалом Лектером из “Молчания ягнят”, мы всегда чувствуем его присутствие. Талантливый актёр в этом и последующих фильмах смог сварганить столь устрашающего персонажа, что становится страшно даже без видимых на то причин. Главное – он не кричит, не скалится, а тихо-мирно ведёт беседы. Именно в монологах Конструктора кроются главные подсказки к разгадкам всех частей, где он присутствует в главной роли. Вторая причина – финал. Это было восхитительно, все предыдущие события перевернулись вверх ногами. Один из лучших твистов, что я видел. Будь сделан фильм более талантливо (хотя бы на уровне второй части) – я бы мог расщедриться на более высокую оценку. Однако и такая в итоге позволила “Игре на выживание” остаться для меня лучшей частью всей франшизы.
Оценка: 6 из 10.

Пила 2 (Saw II, 2005)
Чтобы освежить память тем, кто смотрел, вкратце буду напоминать содержание каждой из частей (всё-таки 7 частей сложно запомнить в абсолюте). “Пила 2” – это та часть, в которой детектив Эрик Метьюс ведёт диалог с Конструктором, параллельно наблюдая, как его сынишка тусуется в лабиринте с незнакомыми людьми. Вообще, сценарий сразу нескольких фильмов серии формируется по принципу “добавить какого-то негативного персонажа, кто (желательно) наблюдал события предыдущей серии со стороны”. Это не очень-то хорошо, отдаёт дешевизной, мыльной оперой. Также всем частям присущ мощный финальный твист, расставляющий все точки над i. Некоторые открытые финалы все сплошь дурацкие.
Начиная со второй части в кресло режиссёра сел Даррен Линн Боусман, который не позволил выглядеть своему фильму столь серо, как было в оригинале. По качеству картинки “Пила 2” лучший фильм франшизы. По части стройности сценария тоже были проблески. Не сказать, чтобы создатели учли все уже допущенные ошибки, но всё-таки определённую работу проделали и похвалы заслужили. Однако всё равно интереснее было то, что происходило за пределами лабиринта. Диалоги Конструктора с детективом – лучшее, что тут есть. Ну и финал неплох, но до уровня оригинала как до луны.
Оценка: 6 из 10.

Пила 3 (Saw III, 2006)
Третья часть по хронометражу разделена пополам. Одна половина – это чувак, который бредёт не знамо куда, периодически Играя, вторая – операция на головном мозге Конструктору. Нарезано мелкими ломтиками, перемешано и залито соусом “флэшбеки из прошлых частей”. Именно соус делает фильм очень спорным и порой просто несмотрибельным. Умный зритель посмотрит предыдущие части, прежде чем пойти в кинотеатр, неумному оно и не надо, составлять весь пазл. Однако Боусман, по всей видимости, хотел закончить эдакую трилогию, раздав всем сёстрам по серьгам. Получилось паршиво, именно из-за формы повествования. Содержание же фактически не уступает предыдущим фильмам серии. С чистой совестью могу утверждать, что если хотите составить впечатление о Конструкторе и франшизе в общем, остановитесь на третьей части и дело с концом. Всё самое интересное в них. Заканчивается “Пила 3” тоже довольно символически, будто подсказывая ротозеям: хватит, посмотрите что-нибудь другое. Но меня чёрт дёрнул…
Оценка: 5 из 10.

Пила 4 (Saw IV, 2007)
ПИЛить по фильму в год – это они хорошо придумали, но ни о каком прогрессе в качестве постановки/сценария в таких условиях речи идти не может. Если первые три части были тесно связаны и объединены каким-то подобием общей идеи, то четвёртая стала началом конца. С некоторой переменой мест слагаемых мы увидели ту же третью часть, только уже почти без Конструктора в кадре. Чернокожий детектив вляпывается в Игру, периодически убивая и калеча людей, которых видит впервые. Совершенно ничего нового фильм во франшизу не привносит, неудивительно, что Боусман даже не хотел его снимать. Сценарий писали аж три ноунейма, а Уоннелл и Ван “запачкались” только как продюсеры. Даже удивительно, насколько беспомощным оказался этот фильм во всех компонентах. Пример поразительного продюсерского произвола (собрали, кстати, прилично в итоге). Если встретите человека, который будет утверждать, что “Пила 4” – лучший фильм франшизы, познакомьте меня с ним.
Оценка: 4 из 10.

Пила 5 (Saw V, 2008)
На КП имя Тобина Белла бессовестно красуется стартовым в списке задействованных актёров. На самом же деле более чем красноречиво выглядит постер фильма, на котором маска выполненная в форме лица Конструктора надета на другого человека. По факту это первая часть, в которой главный антигерой саги причастен не ко всем зверствам – на первый план выходит его последователь. Не могу написать его имя, ибо спойлер, ограничусь лишь фактом – актёр, который играет главного злодея в последних трёх частях, также плох, как и сами фильмы. Непонятно, как такого бездаря могли взять на главную роль во франшизу, рубившую миллионы. Сюжет пятой части – это новый лабиринт с плохими людишками и подробное знакомство с этим самым последователем. Не знаю, могло ли с сериалом случиться что-то более плохое, чем то, что случилось здесь – конкретно испортились диалоги. Совершенно идиотские реплики как среди негативных персонажей, так и со стороны детективов, которые будто мозги оставили в предыдущих частях. Смотреть это довольно мерзко. Финал фильма внезапно уныл и впервые без умного монолога. Остановиться бы ребятам, тем более Боусман окончательно слился. Ан нет, самое “интересное” ждало нас впереди.
Оценка: 4 из 10.

Пила 6 (Saw VI, 2009)
“Пила 6” – это концентрированное зло, плюющее на заветы Конструктора и настойчиво доказывающее нам, что все его последователи без царя в голове и, по сути, фильма о своих Играх не заслуживают. Но вот же он, вы же сами его сняли! Совершенно идиотская калька с лучших частей, без нотки харизмы как у сил зла, так и у тех, кто оказался на грани смерти. Первая часть, которая и близко не подобралась к отметке по сборам в 100 млн.$ – и поделом. У меня редко появляется настолько осязаемое чувство того, что фильм не должен был появиться на свет, какое было при просмотре “Пилы 6”. Фактически единственное, что может быть тут интересным – новые ловушки и машины пыток. Однако по сравнению с тем, чем нас успели “угостить” предыдущие части – новые не цепляют. Запомнился только автомат с ограниченным количеством выстрелов, но боже, как же это плохо было снято…
Оценка: 3 из 10.

Пила 3D (Saw 3D, 2010)
Последняя на данный момент часть “Пилы” (восьмая выйдет в ноябре, едва ли я буду это смотреть) была снята тем же режиссёром, что и шестая. Каких-то положительных изменений было тяжело ожидать, но они случились – меня за всю франшизу наконец вставило количество крови и кишков. Невероятно зверское, бескомпромиссное кино получилось. Почти как “Игра престолов” в плане живучести героев. Однако это лишь ложка мёда в бочке с дёгтем. Такие отвратительные и невероятно дешёвые ходы, как возвращение персонажа из первой части и сюжетная линия Шона Патрика Флэнери, которая заканчивается абсолютно ничем, не позволяют говорить о фильме в положительном ключе. Как заметно из названия, его снимали в 3D. Так сняли, что заслужили номинацию на Золотую малину в категории “Худшее использование 3D эффектов”. Каким-то чудом на этой минорной ноте продюсеры решили остановиться и перестать качать из попкорножуев бабло. Одна из лучших новостей кино в 2010 году. Одной из худших в этом, 2017-м, наверняка станет возобновление хоррорной штамповки.
Оценка: 4 из 10.
Tags: Обзор
Subscribe

  • Карапуля. Radio Supernova - Takaisin

    Ещё одно приятнейшее открытие начала года приехало в плееры любителей рока прямиком из замечательной Финляндии. Группа с красивым названием Radio…

  • Музыкальная одиссея. Австрия

    Можно бы было сделать подборку целиком из классиков, но это когда-нибудь в будущем. Сейчас лояльнее подойдём к делу. A Life, A Song, A Cigarette…

  • Musicumentary. Рок (1987)

    Что для меня русский рок: Не будет лишним вспомнить, что я начал осознанно слушать музыку очень поздно, в 17 лет. До того в моём окружении было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Карапуля. Radio Supernova - Takaisin

    Ещё одно приятнейшее открытие начала года приехало в плееры любителей рока прямиком из замечательной Финляндии. Группа с красивым названием Radio…

  • Музыкальная одиссея. Австрия

    Можно бы было сделать подборку целиком из классиков, но это когда-нибудь в будущем. Сейчас лояльнее подойдём к делу. A Life, A Song, A Cigarette…

  • Musicumentary. Рок (1987)

    Что для меня русский рок: Не будет лишним вспомнить, что я начал осознанно слушать музыку очень поздно, в 17 лет. До того в моём окружении было…