?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 May 2017 @ 05:56 pm
Тематическая кинорулетка. Скоро будет конец света (Bice skoro propast sveta, 1968)  
Одиннадцатый заход на изучение истории кинематографа. Югославская чёрная волна. Перед тем, как написать отзыв для кинорулетки, я сначала посмотрел фильм, а потом уже почитал о всём явлении в целом и выпавшем по заданию режиссёре в частности. Обычно полученная информация лишь подчёркивает то, что я всё понял правильно и верно расставил приоритеты. Здесь же – прям беда! С экрана так и сочатся едкие высказывания: “антисоциалистские позиции”, “радикалы-отморозки”, “нонкомформисты”, “империалистическая пропаганда”, о господи. Ну и название волны красноречивое: чёрная, не убавить не прибавить. Быть может, мне достался фильм-исключение? Нет, скорее наоборот. Коммунистические власти страны оценили “Конец света” как драму глубоко пессимистичную и ревизионистскую, что стало для режиссёра Александра Петровича началом конца – через несколько лет его уволили из Белградской киноакадемии, что вскоре привело к окончанию творческого пути. Ему не было ещё и пятидесяти лет. Читать всё это было познавательно, но немного грустно, потому что мне, в отличие от власть имущих, фильм показался весёлым и даже целомудренным.

Нам показывают маленькую югославскую деревушку, в которой все всех знают. Основных персонажей четыре: свинопас Триша, немая бомжиха Гоца, рубаха-парень Йошка и красавица-учительница Реза, приехавшая из города поднимать с колен провинциальный уровень образования. Есть ещё и пятый, не совсем обычный герой, но о нём позже. К сюжету подводку сделать проблематично, потому что за первые пять минут фильма происходит столько всего, не упомнить… Что уж говорить о 20-30-ти. Обычная деревенская восточноевропейская жизнь времён Пражской весны – этого вам должно быть достаточно. Если рассмотреть чистые факты, то тут есть чему изумиться. Из толпы себе подобных творение Петровича выделяют: совместное производство Франции и Югославии, Анни Жирардо в одной из главных ролей (интересно, насколько тяжело было пригласить её в столь неоднозначный проект) и номинация на Золотую пальмовую ветвь. Так что может фильм и неизвестный, но определённые регалии имеются и у него (в отличие от тех, которые мне раньше попадались в рулетках). Если же говорить о субъективном, то также найдётся несколько аспектов постановки, из-за которых я могу говорить о “Конце света” в виде: “Такого кино я ещё не видел”. Весь хронометраж – непрекращающийся экшен (если этот термин можно применять к шестидесятым), ни одной сцены для заполнения эфира. Ненавязчиво, аккуратно, одна сюжетная линия накладывается на вторую, вторая на третью, и так далее. Всё происходит настолько быстро, что шанс запутаться в сюжетных хитросплетениях велик. Хорошо хоть не азиаты снимали – в условиях похожести лиц ситуация была бы критической. При этом всю историю удалось уложить в 80 минут – боюсь представить, что бы Петрович успел наснимать за 2-2,5 часа. Чёрный юмор здесь больше не в словах, а в жестах. Наиболее показателен эпизод в развязке: поп, только что навешавший прихожанам религиозной лапши на уши, видит у порога храма главного порочного персонажа фильма (блудницу-распутницу) и спешно начинает вытирать пот со лба, ибо все не без греха. Один диалог всё-таки достоин того, чтобы быть процитированным:

- Сколько времени тебе понадобится на починку самолета?
- Зависит от того, однокрылый или двукрылый.
- Как это?
- В смысле, у него одно или два крыла.
- Два.
- В этом случае около трёх лет...
- ???
- Балбес ты, Триша. Думаешь, если я ремонтирую трактора, то мне по силам чинить самолёты? У каждого своя специальность. Некоторые пасут свиней, другие ремонтируют трактора. Третьи чинят самолёты. Только это не я.


Более же всего мне запомнится отнюдь не пресловутый, тот самый пятый герой, которым вполне можно считать оркестр местного клуба. “Ночью здесь трактир, а утром уже должен быть избирательный участок”, – ключевая фраза, квинтэссенция быта бедного поместья. Оркестр будто в душе каждого из героев, поёт только о том, что происходит (или должно произойти) по сценарию. При этом песен не две-три, а скорее два десятка или даже больше. Так что драма-драмой, но особо дотошные зрители могут подтянуть в жанры и мелодраму, и трагикомедию, и даже мюзикл. Очень уж хорошо стервецы рубят на скрипках да контрабасах.

Загвоздка же состоит в том, что ненасмотренному зрителю в XXI веке очень тяжело прочувствовать в фильме социальный протест режиссёра, каким бы он не был. Тут надо либо знать всю историю югославского кино, либо быть осведомлённым о политико-кинематографической ситуации страны тех лет. Например, в советском кино долго не было обнажёнки, запрещали. А в югославском, быть может, был запрет на появление в одном кадре церкви и свиней, кто знает. По сути, при всех положительных и неординарных своих качествах, даже в условиях мультижанровости, фильм так и не может вырваться за определённые рамки. Сомневаюсь, что в этом вина режиссёра, но в наше время рассматривать такой вертеп получается только как нечто милое, но одноразовое и в целом одиозное. Раз нет идеи – непонятно, для кого снималось. Галочки за целомудренность в плане посыла, который можно сформировать как: “Никогда не изменяйте жёнам, какими бы они не были”, – тут явно маловато. Так что запомнится мне Югославская чёрная волна моментами комедийными, музыкальными и ноткой фарса. Но никак не всеми грозными вещами, о которых вы можете прочесть в соответствующих статьях.

Оценка: 6 из 10.
 
 
 
Tenn: Tennpol_ned on May 23rd, 2017 03:11 pm (UTC)
Читаю рецензии и почти в каждой прослеживается некий элемент разочарования в увиденном.
Я мало знаком с югославским кино, но то что видел - было ярко, смело и почти всегда эксцентрично и в чем-то по духу пересекалось с польским или советским кино. Черная волна у меня разве что с Макавеевым ассоциируется, остальных почти не видел.
alex_mclydyalex_mclydy on May 23rd, 2017 03:27 pm (UTC)
Я всегда чтение откладываю на последний момент, на день дедлайна, чтоб почитать всех опаздывающих)

А вы в этот раз пропустили рулетку?
Tennpol_ned on May 23rd, 2017 03:45 pm (UTC)
нет, я по мере поступления обычно, ну или когда время есть.

да, решил пропустить, потому что смотрю запойно "Ходячих мертвецов" (и это почти дебют - фильмов про зомби всегда избегал, но тут подкупила почти кинговская атмосфера в стиле "Противостояния"), а вчера еще до половины третьего ночи и новый "Твин Пикс" (рыдания счастья, хаха. Я как раз из тех, кто "ждал 25 лет", хоть и меньше на самом деле).В общем, не потянул бы я сейчас участие в кинорулетке.
alex_mclydyalex_mclydy on May 23rd, 2017 03:52 pm (UTC)
Твин Пикс намечен у меня на сегодняшний вечер.
Tennpol_ned on May 23rd, 2017 03:57 pm (UTC)
о, буду рад, если поделитесь впечатлениями! а первые сезоны смотрели?
alex_mclydyalex_mclydy on May 23rd, 2017 04:04 pm (UTC)
короткий ответ по ссылке)

https://www.kinopoisk.ru/user/655876/comment/1793087/

ох, как же я убого писал...
Tennpol_ned on May 23rd, 2017 04:14 pm (UTC)
спасибо:)

почему сразу убого? мне понравилось, хоть и не со всем согласен:). Ну, то есть я обожаю этот сериал, я за него не то что бы жизнь отдам, но любовь к нему проходит через много лет, но это не мешает мне критически воспринимать некоторые вещи. Например, то, что второй сезон далеко от совершенства и его изрядно штормило после того, как Линч на долго покинул проект, сосредоточившись на работе над "Дикими сердцем". Ну или Шерил ли кажется мне очень посредственной актрисой, которая хороша в кратких эпизодах, или на фотографиях (справедливости ради, в третьем сезоне она великолепна - красиво постаревшая и приобретшая очень странный взгляд, в котором есть что-то монструозно прекрасное и пугающее, но это уже за гранью актерской игры и таланта, это жизнь отпечаток наложила. Вот та же Шерелин Фенн - смешная такая тетушка сейчас, но явно вполне довольная жизнью, хоть карьера и не задалась от слова совсем).
В общем, с нетерпением жду отзыв на новые серии:).
konst19791019konst19791019 on May 24th, 2017 03:53 pm (UTC)
Ага, вот я Вас и нашел. Зрителя, который сделал рейтинг новому ТВИН ПИКСУ на нашем канале!!!)))))
Tennpol_ned on May 24th, 2017 05:07 pm (UTC)
Мне так жаль рушить ваши иллюзии, но я смотрел его не по телевизору, а в сети:). но! пара моих знакомых солмтрела в день премьеры именно по тв, я пиарил Твин Пикс как мог)). правда, они теперь меня не хотят знать))
konst19791019konst19791019 on May 24th, 2017 05:20 pm (UTC)
Зря я затёр строчку, которую сначала написал, - что-то вроде "не важно, посмотрели ли Вы в эфире, или из Штатов по спутнику, или в интернете")))
Потому как в буквальном смысле для рейтинга важен просмотр по тв, но я имел в виду Вас "в широком смысле" - как зрителя, на которого мы ориентировались, покупая сериал.
Если Вы смотрели ТВ-3-шную версию, может, есть претензии, замечания к озвучке? Могу передать из рук в руки.
Tennpol_ned on May 24th, 2017 05:24 pm (UTC)
зря затерли:)
обязательно посмотрю версию тв3, мне интересно сравнить дубляж. У первых сезонов он был просто фантастическим, но это во время первого показа, еще на Останкино (или в 93 уже был ОРТ?). Потом пересматривая на дисках, расстроился, что озвучка другая. нашел другое издание, где изображение было хуже, зато голоса еще те, любимые.
dfs_76dfs_76 on May 24th, 2017 04:26 am (UTC)
Читаю рецензии и почти в каждой прослеживается некий элемент разочарования в увиденном
===========
Мне так наоборот "мой" фильм понравился.
konst19791019konst19791019 on May 24th, 2017 03:46 pm (UTC)
Пригласить Жирардо в свой проект Александру Петровичу было, думаю, совсем не сложно. Он - любимчик Каннского МКФ на тот момент, она - обожала эксперименты. К тому же кино соцстран в 1960-е было вообще на подъеме. До 1968 года (до августовской Чехословакии) отношение к Восточной Европе было очень позитивным.
Если она у Герасимова сыграла, почему бы не сыграть у Петровича?..
И что, Вы совсем не почувствовали в этой картине интонацию надвигающегося апокалипсиса, которую режиссер лишь слегка гримирует ироническим стёбом?
alex_mclydyalex_mclydy on May 24th, 2017 04:32 pm (UTC)
Совсем нет. Даже стыдно.
konst19791019konst19791019 on May 24th, 2017 04:42 pm (UTC)
Стыдного-то здесь ничего нет. Может, у меня самообман?..
Но от трагического финала все равно не спрячешься...
Мне картина запомнилась как универсальная и оригинальная притча про патриархальный многовековой уклад жизни, который взрывает и перемалывает приехавшая из других краев элегантная и раскрепощенная Цивилизация, на поверку оказывающаяся, пардон, шлюхой.
Режиссер же, что замечательно, никого не осуждает. Просто фиксирует изначальную ситуацию и ее развитие на данном промежутке времени, в момент, так сказать, противостояния.
alex_mclydyalex_mclydy on May 24th, 2017 05:15 pm (UTC)
Про универсализм соглашусь. Но всё же центровой герой это Триша, а не Реза, и весь срез эпохи я бы рассмотрел через него. Ему весь фильм плохо, а даже если хорошо - это самообман. Тем не менее, в завязке фильма - тишь да гладь, спокойное существование, а в финале - сами знаете что. И если мы о символизме, вторжение Цивилизации тому виной, или ещё что-то? Думаю, что-то подразумевалось ещё...
konst19791019konst19791019 on May 24th, 2017 05:22 pm (UTC)
Логично. Буду пересматривать - подумаю над Вашим умозаключением.
Алекс Турчинaleksei_turchin on May 30th, 2017 10:52 am (UTC)
Ну не знаю... Ты хотя бы впредь кавычки ставь.
А то от таких заголовков можно и того:
alex_mclydyalex_mclydy on May 30th, 2017 11:35 am (UTC)
ахахаха