alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №20

FW2f1SmxE_s
Еееееееееее роккккккккк. Юбилейный выпуск.

Сергей Курёхин — Воробьиная оратория
Год: 1998. Жанр: Modern Classical, Experimental.
Треклист:
1. Зима
2. Весна
3. Лето
4. Осень
5. Зимняя Воробьиная Песня
6. Воробьиные Поля Навсегда

Сергей Курёхин - неординарная личность в истории советской музыки. Его мемуары стали бы бестселлером, только жаль, что он не успел их написать. Как в одном человеке сочеталось столько всего - уму непостижимо. Музыкант-авангардист, композитор, киносценарист и актёр - это если коротко. А если подлиннее - придётся вспомнить и медиавирусы, и совместную работу с доброй сотней разных знаменитых музыкантов, и политическую активность, и показы мод внутри концертных выступлений, и, о боже, статус первого продюсера группы "Чай вдвоём". Абсолютно уникальный для своего поколения человек. Если бы в Советах имел место термин "фрик", ассоциировали бы его не с одной Жанной Агузаровой. Но самое главное, что сейчас смотришь на фотографии Сергея, и видишь какой-то дурман в его глазах. Как будто он знал что-то неведомое, неуловимое обычным людям. И через своё многогранное творчество пытался познакомить народ с чем-то высоким, что очень похвально. Большой был человек.

Думаю, что любой диск Курёхина докажет человеку из XXI века, что музыкантом он был ни от мира сего. "Воробьиная оратория" появилась на свет благодаря Вивальди, Чайковскому и... исследованиям норвежского эколога по поводу вымирания воробьёв. Причём здесь великие композиторы и тем более бедные птицы - решительно непонятно, при прослушивании даже близко не появляется подобных аналогий. Это всё равно, если бы Фаррелл Уильямс сказал, что на написание "Happy" его вдохновила Мэрил Стрип. Нет, конечно, если бы Курёхина спросили в интервью, причём тут "Времена года" и собственно воробьи - он бы что-нибудь наплёл, но учитывая, каким озорным был этот человек, мне не хочется рыться в анналах истории. Пластинка представляет собой 47-минутный авангардный запил с массой инструментов (боже, чего здесь только нет) и женским голосом, который подстраивается под происходящую вакханалию, исполняя напевы на чёрт знает каком языке. Вроде больше на украинский похож, но если в этих словах совершенно нет смысла либо они вообще не переводятся - это вполне в стиле музыканта. На то, чем в своё время прославился Джон Кейдж, эта пластинка похожа куда больше, чем на Чайковского, и я определённо не ошибусь, если скажу, что в число идейных вдохновителей Курёхина можно записать Кейджа. Говорить об авангардной музыке, так же, как и о фри-джазе "люблю" или "не люблю", как мне кажется, грешно. Поэтому хочется сказать проще - если любите Кейджа, слушайте Курёхина не задумываясь. И вообще, такую музыку в СССР писали единицы, поэтому "Воробьиную ораторию", вне всяких сомнений, можно считать достоянием республики.

Курёхин умер в 42 года, оставив после себя огромное наследие из кучи альбомов и саундтреков. Недавно, в 2015 году, случилось нечто потрясающее - композитор Алексей Айги взял на себя ответственность систематизировать и перевести в нотную запись лучшие произведения Курёхина, чтобы потом играть их в больших залах. Даже не представляю, насколько это адский и неблагодарный труд. Но сам факт того, что о Сергее помнят и даже хотят в некоторой мере реанимировать в стране его творчество - очень приятное известие. Слава советским творцам.

Итог: тяжёлая для понимания, но в целом безупречная музыка.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: без оценки.



Восстановительная сила - Крушение звездолёта
Год: 2012. Жанр: Singer-Songwriter.
Треклист:
1. Сердце не лед
2. Доктора мне сказали, что поздно
3. Колыбельная
4. Суета
5. От винта
6. Крушение Звездолета
7. Дзэн
8. Жизнь цветка
9. Прощай, молодость!
10. Полотенце
11. Близится конец (колыбельная для капибара)
12. Поминальная
13. Откуда я родом
14. Лишь только сердце
15. Так бывает иногда
16. Я ушел навсегда
17. Что будет дальше
18. Я вижу стену
19. Шнурок

В Интернете нет информации об этом коллективе. Русский андеграунд, он такой. Есть группа ВК - уже хлеб, однако даже в ней в графе "Информация" значатся два маломногозначительных предложения: "2002 - 13.10.2015 год. Конец..". В 2016-ом вышел сборник с неизданным за годы существования коллектива материалом, а в комментах под новостями люди не перестают интересоваться, когда же будут новые песни. За 13 лет было выпущено 20 альбомов (причём один - в четырёх частях), и неудивительно, что в узких кругах коллектив успел набрать вистов. Бесчисленные квартирники, концерты в подземках и мелких клубах, совместные выступления с другими подпольными бандами - всё, как полагается. Моё отношение к любого вида андеграунду - сдержанно-положительное. Я не могу слушать всякого рода гараж и панк-рок, сделанный на одном энтузиазме, долгое количество времени. Однако если у человека в мозгу чуть больше двух извилин и огромная тяга к творчеству - почему бы не дать ему шанс. 'Крушение звездолёта' - 16-ый альбом группы.

Не получится выделить каких-то определённых тем в творчестве Восстановительной силы. Ребята поют о чём угодно, только не о любви. То есть соплей - ноль целых ноль десятых, но при этом присутствует озорство, юмор, ирония, гротеск. Участников коллектива можно было бы назвать великовозрастными троллями, да только троллинг - это не про них. Они, как кажется, всё-таки романтики. Быть романтичной натурой в наше время непросто, но ребята стараются. В некоторых же песнях есть доля сурового прагматизма, но всё равно тянет улыбнуться. И в голове тем временем обосновывается мысль: "Это всё было бы смешно, если бы не было так грустно". Ну а чтобы яснее создать образ в голове читающего, обращусь к аналогиям. Вокал - это что-то между Максом Покровским и Юрой Хоем. Неплохо поставлен, но частенько мимо нот. Осознанно или нет - отдельный вопрос, но факт остаётся фактом. Вряд ли среди поклонников группы найдётся тот, кто их слушает именно из-за вокалиста Григория. Музыка - что-то от ГрОба, что от The Cure, что-то от рока девяностых. Индивидуальности никакой не заметил, музыка для галочки, как в бардовской культуре. Опять же, "я слушаю ВС из-за их восхитительных аккордов" - фраза из ряда вон выходящая. Главное и фактически единственное, чем группа отличается от себе подобных, это лирика. В этих стихах, опять же, можно проследить заимствования, от Гребенщикова до Лагутенко, но это уже не так страшно. Если при прослушивании получается наладить с автором диалог внутри себя - всё остальное отходит на второй план. И если в итоге удаётся сделать какие-то выводы - значит всё было не зря.

Я не смогу вернуться к этой группе в любой момент, для них мне нужно определённое настроение. Но, в отличие от Восьмого и других андеграундных исполнителей нашего времени, которые мне попадались в игре раньше, я готов вернуться к творчеству ВС. И это уже неплохо.

Итог: с пивом не покатит, с водкой - тоже нет.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,0.



Dario Marianelli - Pride and Prejudice
Год: 2005. Жанр: Score, Classical.
Треклист:
1. Dawn
2. Stars And Butterflies
3. The Living Sculptures Of Pemberley
4. Meryton Townhall
5. The Militia Marches In
6. Georgiana
7. Arrival At Netherfield
8. A Postcard To Henry Purcell
9. Liz On Top Of The World
10. Leaving Netherfield
11. Another Dance
12. The Secret Life Of Daydreams
13. Darcy's Letter
14. Can't Slow Down
15. Your Hands Are Cold
16. Mrs. Darcy
17. Credits

В моей жизни был период длиной месяца в два, когда я ничего не делал кроме того, чтобы читать Джейн Остин и смотреть экранизации на её произведения. В итоге покорилось мне книг пять и фильмов двадцать. Этот, конечно, был в числе просмотренных. У Джо Райта есть два отличных фильма - "Искупление" и "Анна Каренина". Экранизация же Остин ему в целом не удалась. За несколько лет фильм совсем выветрился из памяти. Тогда, в 2011-ом, он показался мне средним по всем показателям. И вот - внезапно - посредством нашего междусобойчика, мне напоминают о существовании такого кино. Послушай, мол, саундтрек. Дарио Марианелли по современным меркам - заслуженный композитор, оскаровский лауреат. Однако в 2005 году работа над музыкой к "Гордости и предубеждению" была для него серьёзным вызовом - первый большой проект в его биографии (набивал руку итальянский композитор на всяких драмах и ТВ-фильмах среднего качества, названия которых вам ничего не скажут). Каюсь, во время просмотра я не удостоил Марианелли комплиментами. Хотя, как оказалось, он их вполне заслуживает.

Уже не раз приходилось слышать мнение о том, что саундтрек хорош только тогда, когда его приятно слушать и в отрыве от фильма, для которого он написан. Я не столь категоричен, однако здравое зерно в этом есть. И Марианелли об этом бескомпромиссном постулате наслышан тоже. Несмотря на то, что в его музыке есть серьёзный отпечаток средневековой эпохи, в которой жила и творила мисс Джейн Остин, нельзя не признать - саундтрек подошёл бы и к мелодраме, действие которой разворачивалось бы в XXI веке. Марианелли - классик, оригинал, мудрец. Но самое главное - хороший ученик. Моветоном будет перечислять здесь учителей - всё и так ясно. Как и сам литературный оригинал, саундтрек навевает массу эмоций, от угнетающей меланхолии до воодушевляющей бодрости. Апофеоз альбома - ярчайшая композиция 'Your Hands Are Cold', в которой, кажется, есть место всем человеческим чувствам сразу. У меня нет ни единого сомнения, что человек, который смог написать такую восхитительную вещь, может браться вообще за любого рода работу в своей отрасли. Даже странно, что до сих пор итальянец хоть и известен, всё же ходит в середняках, ограничиваясь одним-двумя альбомами в год. При этом среди режиссёров, которые зовут его под своё крыло, редко есть место звучным именам.

В завершении хочется отметить, что саундтрек прослушан несколько раз, и каждый новый раз - как вдох. Легко и непринуждённо. Думаю, что классика нашего века должна быть именно такой. Музыка Дарио Марианелли хороша для любых случаев жизни. Желаю композитору новых ярких работ в кино и на телевидении.

Итог: хороший пример современной классики.
Треки для Избранного: 'Your Hands Are Cold'.
Оценка: 8,0.



Trent Reznor & Atticus Ross - Patriots Day
Год: 2017. Жанр: Score.
Треклист:
1. Them And Us
2. We Forget Who We Are
3. The Place You Are Right Now
4. Inquiries
5. Trails
6. Broken Glass
7. Nobody Cares About Me
8. The Night Drive
9. Escape
10. Terminus
11. Long Shadows On The Street
12. Resolve

Оказывается, Питер Берг в 2016-ом выпустил на экране не только эффектную драму "Глубоководный горизонт", которая может даже взять Оскара в технических номинациях, но и ещё один фильм - "День патриота". В нём рассказывается история бостонской трагедии 2013 года - два взрыва на марафонском забеге унесли жизнь трёх человек, около 300 были ранены. Фильм жутко провалился в прокате (в Россию его не завезли), но имеет хороший рейтинг у критиков. Может быть самый высокий среди всех картин Берга. Помимо того, что в главных ролях сплошь звёзды - Марк Уолберг, Дж.К. Симмонс, Кевин Бейкон, Джон Гудман - фильм примечателен ещё и своим саундтреком, над которым постарался творческий дуэт Трента Резнора и Аттикуса Росса. Это уже пятая совместная работа тандема композиторов. Оскар уже есть - за "Социальную сеть". Ребята очень избирательно подходят к написанию саундтреков - я уверен, что зовут их последнее время всюду, однако согласие есть только там, где музыка может стать заметной частью в итоге. И хоть я не смотрел "День патриота", при прослушивании саундтрека было стойкое ощущение того, что фильм буквально проходит через меня. Осталось дело за малым - посмотреть и сравнить эмоции.

Всем известно, кто такой Трент Резнор. Едва ли он сможет как композитор добиться той же популярности, что добился с NIN. И вряд ли преданные поклонники NIN в восторге от совместных работ Резнора и Росса. Тем не менее, проследить тенденции и выявить общие точки между грязным индастриалом кливлендской банды и альтернативной электроникой сольного Резнора всё-таки можно. В кульминационных частях буквально каждого трека на альбоме есть моменты, очень схожие со звуком NIN. Метафорически выражаясь, это та музыка, которая заставляет тебя быть недостойным спасения. Мягкие гармоники, постепенно развивавшиеся до точки кипения, буквально тонут в жужжании и смрадных семплах, которые в зависимости от темы фильма можно по-разному трактовать. Здесь - это символ порочности душ жителей мегаполиса, их наплевательского отношения к важным аспектам жизни. Две картинки - собственно вакханалия после взрывов и лицо Резнора, с ухмылкой наблюдающего на всё это свысока и как бы говорящего: "Я же вас предупреждал" - не выходили из ума все 70 минут прослушивания. Такую музыку мог бы писать Афекс Твин, если бы его хотя бы немного заботило то, что происходит в мире. Если я не могу сделать вывода о том, насколько такая музыка подходит фильму, то я уж точно готов вывести вердикт о том, что в качестве фона для раздумий о природе вещей в современном обществе, этот саундтрек - лучший вариант. И я употребил слово "фон" не в том смысле, в котором мы привыкли его воспринимать - уж слишком часто его стали употреблять. Под эту музыку невозможно танцевать или вообще как-то двигаться. Здесь нет пульсации, ритма, а если где-то и проскальзывает - то быстро ломается. При этом музыка Резнора и Росса не имеет ничего общего с бейс-культурой - нет ни бита, ни чёткой басовой линии, ни какой-то приемлемой для того же дабстепа структуры. Этот саундтрек обездвиживает и впивается под кожу, концентрируя внимание на серьёзных мыслях, которые музыка оказалась способна донести в этот раз. Такие ощущения дорогого стоят.

Без сомнений, ребята ещё не раз поработают вместе, так что ждём упоминаний их имён в титрах успешных фильмов. Ну и на других поприщах тоже успехов - NIN вроде как не собираются распадаться, да и сольные работы Аттикуса Росса, которые я слышал, внушают оптимизм. А "День патриота" отправляется в список маст-си.

Итог: Резнор + Росс = Любовь.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,5.

Слушать: https://music.yandex.ru/album/4029439/track/33014330

The Cooper Temple Clause - Kick Up The Fire, And Let The Flames Break Loose
Год: 2017. Жанр: Score.
Треклист:
1. The Same Mistakes
2. Promises Promises
3. New Toys
4. Talking To A Brick Wall
5. Into My Arms
6. Blind Pilots
7. A.I.M.
8. Music Box
9. In Your Prime
10. Written Apology

The Cooper Temple Clause давно были в списке маст-лисн. Что я делаю в тех ситуациях, когда мне загадывают в Рулетке исполнителей из этого списка? Правильно, слушаю всю дискографию. До внезапного распада в 2007-ом году группа успела выпустить 3 студийника, так что растягивать смысла не было - уложился за один день. Насколько помню, первоначально я заинтересовался ими после просмотра клипа 'Blind Pilots', в котором Майкл Фассбендер зверел в прямом смысле этого слова - превращался из человека в монстра. Если ещё не видели - горячо рекомендую. 'Blind Pilots', кончено, хит, но я точно знал, что не единственный. Интуиция меня не подвела. Забегая вперёд, вердикт: время, конечно, всё рассудит, но мне кажется, что в моём полку любимых коллективов прибыло.

"Мы играем музыку, которую хотели слышать от других, но не услышали", - так, в довольно претенциозной манере, вокалист группы Бен Готри однажды отозвался о том, зачем TCTC однажды собрались вместе. Было это в 1998 году, в графстве Беркшир на юге Англии. Жанрово разобрать музыку группы с одной стороны просто, а с другой - слишком тяжело. Если кого-то может удовлетворить понятие "альтернативный рок", то вот он, да. Но альтернативы, так же, как и инди, в наше время стало так много, что такой ярлык скорее отпугивает потенциального слушателя, чем завлекает. Поэтому копнём глубже и скажем, что помимо альтернативы британскую шестёрку можно отнести к таким поджанрам, как прог-рок и спейс-рок. Порой с хардкор уклоном и с экспериментами по части электроники. Если бы Ash и Black Rebel Motorcycle Club бухали вместе на студии и решили записать совместную песню, а из трезвых по близости оказались только Ratatat (ну там, чтобы свести всё, привести в порядок) - мог бы получиться трек наподобие 'A.I.M.', абсолютный хит для TCTC. Первый альбом датируется 2002 годом - как раз тогда волна бритпопа постепенно сходила на нет, а альтернатива входила в моду. Другими словами - TCTC выбрали едва ли не идеальное время для дебюта. Он был не таким ошеломительным, как у Klaxons или The Strokes, тем не менее, диск от ноунеймов купило достаточное количество людей, чтобы альбом вошёл в топ-40 UK Albums Chart (добрался до 28 места). Ребята, вспомнив пословицу "куй железо, пока горячо", не стали откладывать дело в долгий ящик и уже через полтора года разразились новым альбомом, и вот тут успех был уже абсолютным - место в топ-5 главного чарта, высокие оценки критиков, востребованность и множество разрывных лайвов, с которыми TCTC у многих ассоциируются до сих пор.

Справедливости ради, стоит заметить, что два первых альбома выполнены в одинаковом звучании и вполне бы могли сойти за полноформатник с двумя CD. Разбираем их по молекулам. Альтернатива - это то, чем живёт группа. Агрессивные риффы, грубый голос вокалиста, сбивающийся порой на крик, мощный бас, порой провокационная лирика и барабаны, которые сам чёрт не задвинул бы на второй план. Да и ко всему прочему, альтернатива - ещё и как девиз, пробуждение к поступкам, смысл которых я закавычил в предыдущем абзаце. Прогрессив - это то, что они могли бы делать идеально, родись в другое время. Семьи кормить надо, да и алкоголь с наркотиками вещи не дешёвые, поэтому если бы они пилили чистый прог-рок в начале нулевых - TCTC могли закончиться, не начавшись. Но, будь я проклят, они могли бы. Чтобы понять это, достаточно послушать две самые массивные вещи с первых альбомов - 'Murder Song' и 'Written Apology'. Шесть человек! Из них трое - с голосом! Губная гармошка, синтезатор, вокодер и электрический орган - это те инструменты, с которыми музыканты всегда были на "ты". Многие группы того поколения обзавидовались бы таким умениям. Спейс-рок - это то, что они любят и в идеале хотели бы играть на постоянной основе, но в итоге немного сместили акценты. Хардкор-элементы - это то самое, что делает борщ каждой хозяйки уникальным. Без них можно было бы обойтись, но зачем, если они настолько в тему. Электроника - примерно то же самое, идёт лейтмотивом, обедни не портит. Да и что это за прог нового века без синтезатора, нонсенс. Отдельно же отметить нужно несколько вещей. Очень сочно звучит примочка, иногда такое ощущение, что под её звук подстраивается всё остальное. Гитарные соло-выкладки ни разу не выходят на первый план - эдакая фишка, делающая музыку TCTC уникальным явлением. Вторые половины альбомов абсолютно не уступают первым - парни осознанно распихивали тузы по рукавам, оставляя на закуску вкуснейшие десерты из теневых хитов ('The Lake' - мой фаворит среди них). Ну и главное - вокал Бена Готри. Сам Бог не спел бы эти песни лучше.

Финальный абзац будет грустным. На третьем альбоме TCTC изменили себе, выпустив какой-то невразумительный инди, хотя главные инфо-сайты бессовестно пытаются убедить в обратном. В нём уже сложно было обнаружить тот звук, который меня зацепил буквально с первых аккордов. Исчезли нотки хардкора, совсем уж лекальными стали вкрапления электроники (неужели ею заведовал покинувший группу в 2005-ом Дитц Хэммонд?). Но что не понравилось ещё больше - такое понятие, как 'lead vocal', исчезло совсем. Кто девушку ужинает, тот её и танцует - кто песню написал, тот её и поёт. Увы, но ни Беллами, ни Фишер не смогли справиться с оказанным им высоким доверием, запоров свои вокальные партии и до неузнаваемости изменив общую направленность группы. Почувствовав неладное, Фишер намылил лыжи и потихоньку свалил из банды, в том же 2007 году. Замену искать ему не стали, продолжать как квартет - тоже. "1998-2007" - такие неутешительные цифры будут значиться в строке "годы активности" на всех сайтах. Иногда они возвращаются? Увы, но нет. Беллами теперь часть Losers и сессионный барабанщик White Belt Yellow Tag, Фишер занят в Red Kite, Готри и Мэхон теперь именуют себя Type Two Error, а Харпер так вообще лектор в музыкальном институте Бристоля. Дорожки музыкантов разошлись и вряд ли сойдутся в будущем. Может быть, это к лучшему, кто знает. Однако то, что будучи вместе они успели записать 2 если не великих, то замечательных альбома, таким образом оставив какое-никакое наследие, уже факт. И огромное спасибо Фасси, благодаря которому, я уверен, группу для себя откроет ещё не одна сотня человек, как благодаря "Сумеркам" когда-то открылись широкой публике Muse и Paramore.

Итог: середняки, ставшие для меня топом.
Треки для Избранного: наверное, все.
Оценка: 8,5.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments