alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №19

У рубрики внезапно на окончании второго десятка выпусков появились постоянные читатели. Добро пожаловать под кат.

Fela Ransome-Kuti And The Africa '70 - Shakara
Год: 1972. Жанр: Afrobeat.
Треклист:
1. Lady
2. Shakara Oloje

Название группы нехило так намекнуло, из какого времени к современным слушателям прилетел этот альбом, но думаю, что я и без этой подсказки догадался бы. Пока по Европе семимильными шагами шёл диско и всякие экспериментальные рок-вариации, в Африке серьёзно окреп национальный жанр, который назвали просто - афробит. Он впитал в себя не только лучшие фишки африканской национальной музыки, но и стал некоторым симбиозом между джазом, фанком и соулом. Стили, которые когда-то давно были придуманы людьми с тёмным цветом кожи, были преобразованы на чёрном континенте в нечто новое и необычное, записи тех лет до сих пор будоражат умы меломанов в разных точках земного шара. А самое главное, что афробит вполне себе жив, хотя уже давно и не процветает. Африканцы умеют чтить свои традиции, нет никаких сомнений, что на этом континенте world-музыка, да и этнос-культура в общем всегда будут в фаворе.

Нигериец Фела Рансоме-Кути в составе группы Koola Lobitos начал писать музыку в 25-летнем возрасте, ещё в начале шестидесятых. Объединенный ансамбль Africa 70 (были ещё Egypt 80 и Nigeria 70) - это верх его творчества, апофеоз всего и точно одна из главных вех в истории афробита. Может показаться невероятным, но Africa 70 - это творческой коллектив из более чем 50 музыкантов. Назвать такой грандиозный ансамбль просто "группой" не поворачивается язык. Условия жанра не подразумевают стихотворных изощрений, поэтому африканцы крайне часто радовали слушателей новым материалом - вплоть до восьми студийных альбомов в год. Неудивительно - такое количество творчески интересных и неординарных личностей не будут просиживать штаны почём зря. Фела же был объединяющим звеном во-первых, мультиинструменталистом во-вторых (саксофон, клавишные, труба, гитара, ударные - так гласит Википедия) и автором лирики, тема которой менялась из года в год, от любви до социальных проблем, в-третьих. И иначе как величайшим африканским музыкантом всех времён его не назовёшь.

Однако жил и творил Фела в то время, когда любой отход от стандартов привлекал к себе повышенное внимание не только со стороны поклонников, но и со стороны вышестоящих структур - полиции, правительства и так далее. И если до 1977 года удержать баланс получалось, то именно тот год и выпуск альбома 'Zombie' стали роковыми. Тысяча солдат атаковали республику, в которой жил Фела. Они уничтожили студию и записи, избили музыканта и убили его мать. Для любого человека такой жизненный удар не мог бы пройти бесследно, однако Фела был человеком невероятной внутренней силы, а его тяга к революционным действиям была непоколебима. Даже из трагедии он сделал шоу - доставил гроб матери в генеральскую резиденцию, а также посвятил этому событию две песни, одна из которых так и называлась - "Гроб для главы государства". Дальше у него в жизни были 27 жён, создание политической партии и прочие необычные судебные перипетии. Но главное, что до самой своей смерти (в 58 лет от СПИДа) он не перестал творить, став в итоге не только одним из самых известных афробит-музыкантов, но ещё и самым плодовитым: около 70 альбомов в общем.

Говорить что-то отдельно о загаданном мне альбоме не вижу никакого смысла. Я полностью послушал его 3 раза, а также парочку других, потому что этого одного мне показалось мало. Музыка Фелы ничего не значит без его судьбы, а судьба без музыки. 'Shakara' вышел в 1972 году и полон позитива и солнечного настроения. Однако очевидно, что его более поздние релизы не так лучезарны. Несомненно, все любители народной и этнической музыки обязаны хотя бы прикоснуться к творчеству этого великого человека. Такая музыка не забывается.

Итог: лучшая музыка своего поколения.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 7,5.



Грибы - Дом на колёсах, ч.1
Год: 2016. Жанр: Hip-House.
Треклист:
1. Бери грибы
2. Пудинг
3. Велик
4. Копы
5. Базару нет
6. Минимал
7. Любовь
8. Панама
9. Интро

Рулетка проводила меня в новый год русским хип-хопом, на основе лёгкого электро, отсылающего нас то ли в конец восьмидесятых, то ли в начало девяностых, когда чувак по имени Afrika Bambaataa популяризовал это дело. Жанр электро, правда, за эти 30 лет претерпел масштабные изменения, но ребята из группы Грибы явно любят олд-скул (только в одном треке отчётливо слышится deadmau5). Скажу честно, изначально были некоторые опасения насчёт этого релиза, но потом я случайным образом увидел альбом в топах за год от людей, мнению которых я доверяю, и на душе стало легче. Уже давно не секрет, что к русскому рэпу я отношусь вполне благосклонно, поэтому чтобы вывести меня из колеи исполнителю нужно сделать непоправимые, базовые ошибки, после которых мне сразу станет неинтересно. Здесь такого не произошло - у ребят есть вкус и чувство юмора, в данном случае этого достаточно.

Безусловно, Африка - не единственный чувак, о котором я вспоминал при прослушивании. Ещё вспоминались Anacondaz, Мальчишник, некоторые поп-коллективы, которые в разные временные эпохи с переменным успехом использовали в творчестве хаус-сэмплы. И чуть Оксимирон, хотя он, конечно, преследует в творчестве другие цели. Лень гуглить, но я так понял, что группа Грибы насчитывает в составе человек 5, причём у всех разные тембры и разная техника читки. Это вин. Ничего необычного, но впечатление производит. Хочу отметить фишку - ребята иногда переходят на необычный вокал и выкрик, в результате которого съедаются слога и некоторые слова обретают другой смысл (например в припеве одной из песен я отчётливо слышал вместо слово "пудинг" слово "Путин"). Уверен, что это осознанная тема. Основная же тематика текстов - ЧСВ выше неба и беззаботная молодость. При неправильном соусе всё бы это вызвало во мне омерзение, но как я уже написал - у участников группы всё в порядке с расставленными приоритетами.

В общем, добротный альбом. Говорить, правда, по-большому счёту не о чем. Не они первые, не они последние. Получилось улыбнуться и поностальгировать - уже хлеб.

Итог: нелучшая музыка своего поколения XD.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,0.



Symphony X - The Divine Wings of Tragedy
Год: 1996. Жанр: Prog Rock, Prog Metal.
Треклист:
1. Of Sins And Shadows
2. Sea Of Lies
3. Out Of The Ashes
4. The Accolade
5. Pharaoh
6. The Eyes Of Medusa
7. The Witching Hour
8. The Divine Wings Of Tragedy
9. Candlelight Fantasia

Почти уверен, что мысль загадывающего относительно этого, первого после перерыва задания, была такой: "Ну, нужно что-то беспроигрышное. И вряд ли есть вариант лучше, чем Symphony X". К счастью, с творчеством этих американских металлистов я оказался совершенно незнаком и задание принял с удовольствием. При этом нельзя сказать, что название группы для меня совсем пустой звук - встречались ранее в конкурсах, доставляли музыкальной составляющей. Подробным образом рассмотреть пришлось третий альбом группы - 'The Divine Wings of Tragedy'. В ответе за лирику на альбоме были вокалист и лидер группы Расселл Аллен, за музыку - тёзки Майклы, гитарист Ромео и клавишник Пинелья, а также чуть-чуть Бах и Моцарт, элементы произведений которых использовались группой для ещё больше обозначения неоклассического метала как одного из основных стилей банды. Но в общем справедливее отнести альбом к прогрессив-метал течению, которое в середине девяностых ещё вполне себе активно двигалось по планете.

Пластинка довольно интересно построена - всего 9 треков, но 65 минут. Выходит, что средней продолжительностью должен быть трек в 7 с лишком минут, однако бОльшую часть объёма забирают две неоклассические симфонии 'The Accolade' и 'The Divine Wings of Tragedy' длиной в 10 и 20 минут соответственно. Причём вторую для пущего эффекта неофициально разбили на 7 частей, две из которых - инструментальные. И неудивительно, что моё внимание именно на этих композициях было запредельным - очень люблю длинные, раскатистые вещи. Однако так вышло, что первая оказалась почти незамеченной в итоге - слишком внезапно стартовала, слишком скоро завершилась, а к моменту второй моё настроение было уже порядком подпорчено. Ни в коем случае не хочу называть альбом плохим и даже готов разрекламировать его перед любителями жанра как вполне сносный хотя бы для одноразового прослушивания, однако для меня это всё слишком приторно. Прежде всего - вокал. Его, как и подобает, здесь много, и я порядком успел от него устать. Как не пытался Расселл Аллен соответствовать серьёзным экспериментам музыкантов своей банды, ни разу так и не случилось выхода из зоны комфорта. Да, поёт хорошо, но слишком классически. Не покидало ощущение, что голос как будто из другой эпохи, уже ушедшей 10-20 лет назад. С музыкой всё намного лучше, но опять же, я ожидал большего. Смены ритма, сбивки и синтезаторные соло - кто ж это не любит? Но эффекта катарсиса, точки кипения - не было, каюсь. Двадцатиминутная мощь обязана была вытащить альбом на иной уровень, абсолютно точно, что ставка на это была, однако разбитие на короткие отрезки оказалось отнюдь не финтом для любителей классики. Атмосфера внутри трека меняется неоднократно, ощущение грациозности и баланса то появляется, то вновь исчезает. И только когда совсем хочется загрустить, ситуацию немного спасает финальная 'Candlelight Fantasia' - для меня лучшая на альбоме.

Сравнивать особо не с чем, поэтому в качестве вывода будет лишь то, что поклонники прогрессив-метала не должны откладывать знакомство с группой в долгий ящик. Я же продолжу искать что-то более лёгкое, как для души, так и в общем понимании музыки. Хотя Symphony X, конечно, не самый тяжёлый коллектив, который мне попадался за время игры.

Итог: не дотянули. И не дали понять, во мне ли дело, или в них.
Треки для Избранного: 'Candlelight Fantasia'.
Оценка: 6,0.



Центр - Сделано В Париже
Год: 1990. Жанр: New Wave.
Треклист:
1. Привет Тебе
2. Навсегда
3. Тургеневские Женщины
4. Бесполезная Песня
5. Радиоактивность
6. Человек
7. Жалобы
8. Мужчины
9. Комиссия
10. Алексеев

Была такая страна, СССР. И было в этой стране такое явление, как перестройка. Очевидно, что в статьях и всяческих отзывах, посвящённых исторической летописи Советов в восьмидесятые, больше всего внимания уделяется политике и экономике, но не отметить тот факт, что также и во всех сферах искусства новая идеология вносила массу изменений, нельзя. Перестроечное и пост-перестроечное кино - это отдельная тема. Целое течение высокой степени чернушности, представители которого за редким исключением забили на советскую школу и устои, начав снимать чёрт знает как. Исход оказался фатальным - постепенно русское кино стало объектом высмеивания. С музыкой же ситуация иная была изначально, так как творцы уровня Тарковского и Калатозова рождались в наших краях давным-давно, и писали они классическую музыку, а не хардкор. Советский же рок, как и примкнувший к нему регги, никогда не был кладезем для мировой истории, однако в сердцах молодёжи вызывал отклик довольно бурный. В числе прочих засветился и такой стиль, как "перестроечный нью-вэйв", одним из главных представителей которого была группа Василия Шумова 'Центр'.

Анализировать такую музыку в 2017 году - занятие неблагодарное. Особенно такому человеку, как я, который эпоху не застал совсем. Мои первые музыкальные воспоминания об отечественных музыкантах - это клипы Меладзе и Пугачёвой по ТВ, а всякие Наутилусы и Агаты Кристи вошли в мою жизнь намного, намного позже. Что уж говорить о 80-ых, кроме Цоя из тех лет я особо никого и не слушал. Если останавливаться на основополагающих вещах, в случае с этим альбомом нужно отметить несколько важных моментов. Название - это не прикол. Альбом действительно был записан во Франции, на крутой студии, с профессиональными европейскими музыкантами, и звучит он очень круто. Не хуже, чем альбомы 'The Cure' тех лет. Как Шумов и товарищи оказались во Франции - история, обросшая легендами. То ли осознанно уехали делать качественный саунд, то ли совместили приятное с полезным, то ли вообще случайно попали в новую для себя страну с помощью связей жены одного из участников коллектива, по национальности - француженки. Тем не менее, один этот факт делает альбом уникальным для своего времени. Сам статус альбома (четырнадцатого по счёту) не очевиден - песни-то все старые, с предыдущих релизов. Однако где-то текст изменили, где-то аранжировочку, где-то электроники добавили - и получился студийник. С точки зрения музыки и сведения всё очень достойно.

Что же касается лирики, то для прогрессивного слушателя нашего века это всё лютый трэш. Грани между иронией, бытовухой и перестроечным гротеском не чувствуется никакой. Моё любимое - это, конечно:

Бесполезная песня — о карасях и о тапочках.
Бесполезная песня — всё, всё до лампочки!
Бесполезная песня ждёт встречи с тобой.
Бесполезная песня — притоптывай ногой.

Она звучит громко,
Она звучит ровно,
Её масса огромна, —
Она живёт долго.


Что это и для чего (а главное - для кого) писалось я понять могу. Принять - нет. Как и творчество группы Комитет Охраны Тепла, с которым я подробнейшим образом познакомился не так давно. Другими словами - нужно плакать, а я смеюсь. Нужно рисовать в голове образы, а я на расслабоне. Нужно думать о том, как тяжело было андеграундным музыкантам в восьмидесятые, а я думаю лишь о том, чем они обдалбывались. В этом отзыве осознанно так много личных местоимений, ибо такая музыка направлена в сердце всех и каждого, каждого и всех. Без слушателя она мертва. Увы, но ощущение диалога с автором этих умопомрачительных стихотворений не появилось. Так что пресловутое "не жил - не поймёшь" - в этот раз прозвучит как никогда подходяще.

Подытоживая, хочется сказать, что в принципе я рад знакомству с такой группой. Особенные чувства доставил момент изучения мат.части. Например, узнал о том, что в 1989 году в программе "Музыкальный ринг", которая шла по большому ТВ, была битва между питерским и московским роком, три группы против трёх. В числе прочих были и 'Центр', свой раунд выиграли. И... резко стали известными. Даже не благодаря музыке, а благодаря харизме вокалиста. А потом через полгода распались. Собрались снова через 6 лет, но это уже другая история и другая музыка. А насчёт 'Центра' восьмидесятых могу сказать, что это было, по крайней мере, интересно и забавно. И уж точно познавательно.

Итог: только в качестве ностальгии.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,0.



GoGo Penguin - Man Made Object
Год: 2016. Жанр: Contemporary Jazz.
Треклист:
1. Allres
2. Unspeakable World
3. Branches Break
4. Weird Cat
5. Quiet Mind
6. Smarra
7. Initiate
8. Gbfisysih
9. Surrender To Mountain
10. Protest

Если перед прослушиванием любого из дисков этой манчестерской группы вас потянет на Википедию за минимальной информацией о коллективе, вы будете удивлены и может быть даже вдохновлены на дальнейшее полное знакомство с их творчеством, поскольку помимо прочего в статье есть 6 исполнителей, которыми GoGo Penguin вдохновляются и у кого они почерпнули некоторые приёмы для собственных композиций. Внимание, список этот таков: Aphex Twin, Squarepusher, Massive Attack, Brian Eno, Dmitri Shostakovich, Claude Debussy. Не слабо так, да? Музыканты из Манчестера, рождённые в начале восьмидесятых, а о Happy Mondays, James и даже The Stone Roses ни слова - это вообще законно? Можно сразу попытаться сделать вывод о том, что же ребята пишут, но вряд ли вы угадаете в итоге. Они пишут джаз. А если быть совсем точным, сейчас такой жанр принято называть Contemporary Jazz. Мне уже не раз попадались представители новой джазовой школы, которые вдали от крупных лейблов выстраивают свой мир, отличный от классического представления жанра, и довольствуются статусом "широко знамениты в узких кругах". Никогда не подводили содержанием. Не подвели и в этот раз.

Секрет успеха прост. Крис Иллингворт - пианино, Ник Блека - контрабас, Роб Тёрнер - барабаны и электроника. Трио замечательных музыкантов нашли друг друга, совпали в музыкальных взглядах и идеально выбрали концепцию. Как известно (и особо подчёркнуто в фильме, который сейчас у всех на устах), джаз - это музыка, в которой каждому музыканту необходимо жить своей жизнью, развивать свою собственную тему. Задали общий рисунок, ритм - а гармония придёт сама. Нет никаких сомнений, что ребята с этой самой гармонией на короткой ноге, на "ты" разговаривают. Первые два трека на альбоме, общей длительностью ровно 10 минут (05:16+04:44), сделаны просто на разрыв. Сверхритмично, суперэнергично, идеально в плане подачи и собственно ввода в тему пластинки. Весь лонгплей состоит из инструментальных вещей, но и без слов понятно, что лейтмотивом является скорбь от потери, меланхолия, чувство постепенного угасания и... последующего воодушевления. Здесь нет ни единого слабого трека. И нет ни одной ноты, которая бы выпадала из заданной формы. Образ человека, который борется со своими внутренними демонами, вырисовывается мгновенно, завладевает вами и не выходит из разума все 48 минут. Мы переживаем всё вместе с ним, вспоминаем аналогии из собственной жизни, содрогаемся в попытке всё забыть и улыбаемся, когда финальная композиция 'Protest' расставляет все точки над i. Кажется, он победил. И мы вместе с ним.

Если вы жёстко против электроники в джазе - они заставят вас пересмотреть свои взгляды. IDM сэмплов здесь очень немного, и все они к месту. Особенно стоит отметить шестой трек 'Smarra', в котором цифровой скрежет производит колоссальное впечатление, буквально душит вас, вытесняя из зоны комфорта. 'Акустическая электроника' - такой интересный термин упоминается в материалах о группе - не смею спорить, лучше и не скажешь. Но конкретно на этом альбоме такого поджанра минимум. Как и трип-хопа, также приписываемого трио - всё же уклон в джаз очень сильный. В бонус-треках одни ремиксы от таких же ноунеймов из сферы альтернативной электроники. Лишь ещё сильнее подчёркивают независимость пластинки и коллектива в целом. После прослушивания же стоит задать себе пару вопросов, таких как - есть ли у этой музыки будущее и гордись ли бы Чарли Паркер и Джон Колтрейн таким наследием, "белым" джазом. Лично я отвечаю утвердительно на оба вопроса, совершенно не сомневаясь. И то, что такая музыка никогда не станет попсой - даже хорошо.

Итог: бриллиант.
Треки для Избранного: 7/8. Легче перечислить те, что не забрал.
Оценка: 8,5.

Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments