alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

F.A.Q. по сценариям

Оригинал взят у kiri2ll в F.A.Q. по сценариям
В связи с участившимися вопросами по тем или иным аспектам обзоров сценариев, я решил составить небольшой F.A.Q. с разъяснением некоторых основных моментов.

Итак, что же такое сценарий фильма? Грубо говоря, это детальное описание сюжета будущей картины с указанием места действия, действующих лиц, происходящих событий и диалогов. Без сценария, каким бы плохим он ни был, художественные фильмы не снимают, да и документальные как правило тоже. Поскольку во всех моих обзорах рассматриваются англоязычные сценарии, то все о чем я тут рассказываю относится именно к американскому сценарному стандарту. Как пишутся сценария в других странах мне неизвестно, что же касается России/постсоветского пространства, то попадавшиеся мне сценарии или не имели единого стандарта написания или же в свою очередь пытались копировать американский.


Screenplay, Teleplay, Script – в чем разница?


В английском языке для обозначения сценариев  используются термины “Screenplay”, “Teleplay” и “Script” (скрипт). Screenplay обычно употребляют по применительно к сценариям художественных фильмов, Teleplay к сценариям телепродуктов, то время как Script это достаточно общий термин, к которому может относится как Screenplay и Teleplay  так и скажем сценарии короткометражек.

В обзорах, чтобы не повторять по несколько раз в каждом предложении слово “сценарий, я иногда использую слово “скрипт” в качестве замены “сценарию”.

Тритмент и скрипмент


Помимо скрипта, есть еще термины “тритмент” и “скрипмент”. Тритмент это такое общее описание будущего фильма, вводящее базовые сюжетные линии, персонажей и изредка содержащее некоторые фрагменты диалогов. Грубо говоря, сценарная заготовка или сценарный набросок, на основании которого уже потом пишется полноценный сценарий. Тритменты могут иметь разный объем, но обычно он не превышает 50 страниц. Например, тритмент “Фредди против Джейсона против Эша” занимал 17 страниц, “Чужих” – 45 страниц.

Существует также термин скрипмент. Ввел в оборот его Джеймс Кэмерон и это что-то среднее между тритментом и скриптом – в нем даются более детальные описания, прописываются основные диалоги, но некоторые второстепенные моменты все еще подаются в достаточном общем виде. Скажем, вместо подробного диалога двух персонажей, автор просто пересказывает его от третьего лица в духе: “Питер говорит с Мэри по поводу пауков, пытаясь объяснить ей какие это удивительные создания. Поначалу она не может сдержать своего отвращения, но затем Питер начинает вызывать у нее симпатию”.

Для примера: скрипмент “Человека-паука” занимал 47 страниц, скрипмент “Титаника” – 131 страницу. Иногда, когда создатели фильмов сильно не заморачиваются, то они могут  снимать фильм и по скрипменту (как например Монстро).

Одна страница – одна минута фильма?


Существует общее правило – одна страница написанного по всем стандартам сценария примерно соответствует одной минуте итогового фильма (на тритменты и скрипменты оно не распространяется). Конечно, это соотношение не является 100% точным – скажем длинные диалоги и всякие второстепенные линии очень часто становятся жертвой сокращений, иногда удачных, а иногда нет.

С другой стороны экшн-сцены порой описываются довольно схематично, и в фильме в итоге разрастаются до больших размеров. Джон Ву например вообще никогда не прописывал перестрелки, предпочитая снимать их по обстоятельствам. Вот классический пример: легендарная сцена захода Нео и Тринити в здание, как она описывалась в сценарии (думаю, фильм все видели и потому каждый сможет оценить разницы) :

ИНТ.  ГОСТИНИЦА НИКО (МАТРИЦА) - ДЕНЬ
Облаченные в длинные черные плащи Тринити и Нео проходят через вращающиеся двери.
Нео несет сумку. У Тринити большой металлический чемодан. Они пересекают вестибюль, под удивленные взгляды охраны.
Темные очки, неподвижные маски лиц.
Несколько полицейских в штатском пробуют остановить их. Они встречены ТИХИМИ ПЛЕВКАМИ ПИСТОЛЕТА С ГЛУШИТЕЛЕМ и РЕЗКИМ СВИСТОМ БРОШЕННЫХ МЕТАТЕЛЬНЫХ ЗВЁЗД.
Полицейские валятся на мраморный пол, в то время как Нео и Тринити ни на миг не прерывают своего движения.

В целом, вырезания и добавления в итоге как-то компенсируют друг друга, и потому стандартный объем сценария от 100 до 120 страниц. Хотя конечно бывают сценарии и побольше, но редко – например сценарий “Облачного атласа” занимал 230 страниц, а первый сценарий “Темный рыцарь: Возрождение легенды” насчитывал свыше 400 страниц.

С помощью чего вообще создаются сценарии?


Раньше они печатались на пишущих машинках, сейчас же как правило создаются в программе Final Draft, которая очень широко разрекламирована (ее рекламные баннеры часто можно заметить на страничках специализированных ресурсов). Там разумеется все стандартизировано, есть куча всяких фич, вроде комментариев, возможности создавать карточки, отслеживания сюжетных линий и т.п.

 Но это касается англоязычных сценариев – насколько я помню, у этой программы нет официальной поддержки русского языка, потому авторам с постсоветского пространства, или приходится выкручиваться или использовать другие программы.

Story by


В титрах фильмов иногда можно увидеть надпись “story by” (автор сюжета). Такое обычно упоминается если:

а) сценарий является какой-то глубокой переработкой идеи другого автора
б) или же он основан на какой-то идее продюсера, развивать которую затем был нанят сценарист.

В качестве примера к пункту “а” можно привести  “Чужой-3” – Уинсент Уорд, который должен был снимать фильм, придумал сюжет где действие должно было разворачиваться на деревянном планетоиде, населенном монахом стеклодувами. Затем Уорда уволили, новый сценарий фактически написали заново по ходу съемок, но по результатам разбирательства в Гильдии сценаристом арбитраж счел, что некоторые идеи Уорда попали в фильм, и потому его имя было указано в титрах с приставкой “story by”.

В качестве примера к пункту “б” можно привести сценарий практически любого фильма про Индиану Джонса. Все они создавались по следующему образцу – Джордж Лукас писал небольшой тритмент, а потом нанимал сценариста, чтобы тот переработал его в полноценный сценарий.

Draft


Существует также термин Draft (Драфт). Это слово можно перевести как черновик, или версия, и оно обычно употребляется, когда речь идет о нескольких версиях одного сценария который или написан одним автором или по крайней мере формально является развитием одного и того же материала.

 Например, Джеймс Кэмерон написал пять драфтов сценария “Терминатора” – и если читать их в порядке написания, то можно проследить, как он постепенно выработал  итоговый сюжет фильма.

Логлайн

Логлайн – это одно или несколько предложений, которые рассказывают о чем сценарий. Логлайн часто играет важную роль, особенно когда сценарист никому неизвестный дебютант, пытающийся продать свою первую работу. Ни для кого не секрет что популярные голливудские агенты завалены кучей сценариев, большую часть из которых они не будут читать дальше титульной страницы (и то, если повезет).

В этой ситуации интересный логлайн это пусть и небольшой, но все же дополнительный фактор, который может  задержать взгляд человека решающего судьбу сценария и заставить его просмотреть пару первых страниц – ну а если они хороши, то кто знает, он может даже дочитать скрипт до конца.

На самом деле, задача сформулировать в одном-двух предложениях суть сценария, и чтобы при этом по ним было понятно, что эта работа чем-то отличается от всего что уже было снято, может оказаться крайне непростой.

Возьмем к примеру “Черный список 2012 года”. Вот пример двух весьма простых логлайнов:

№1: “Бывший заключенный вынужден пойти на последнее дело, чтобы расплатиться по долгам своей семьи”
№2: “Астронавт путешествует во времени, чтобы воспользоваться помощью своей молодой версии”.

Это конечно дело вкуса, но фильмов про бывших зеков, которые пытаются жить честно но судьба не дает мы видели не один и не два. А вот логлайн про астронавта и путешествия во времени звучит куда свежее, и на мой взгляд шансы при случайном просмотре зацепиться взглядом за него и начать читать именно этот сценарий куда выше (пускай даже он, как оказалось, и не оправдал ожидания).

Трехактная структура сценария

Считается что трехактная структура драматических произведений описывается еще в “Поэтике” Аристотеля. Данная концепция была популяризирована в 70-е годы Сидом Филдом, издавшим свой учебник “Сценарий” и в настоящее время она стала парадигмой для всех западных сценаристов.

Итак, какова же суть трехактной схемы?

Если в очень упрощенном виде, то первый акт обычно используется для экспозиции – т.е. нам показывают нашего главного героя , чем он занимается в обычной жизни, рассказывают про его мир. Затем происходит какой-то инцидент (первое поворотное событие), создающее конфликт из-за которого жизнь героя уже никогда не будет прежней. Этот конфликт герой и будет пытаться разрешить до самого конца сценария.

Вот характеристика первого поворотного события из одного из сценарных учебников:

  • Поворотное событие придает действию новое  направление развития.

  • Поворотное событие ставит основную проблему и заставляет нас мучиться в догадках.

  • Часто поворотное событие - момент принятия решения героем.

  • Поворотное событие усиливает риск.

  • Поворотное событие дает толчок развития истории в следующей части.

  • Поворотное событие вводит нас в новые  обстоятельства и по-новому

  • освещает происходящее.


Считается что в стандартном сценарии (90 – 120 страниц) такое поворотное событие  должно находиться между 20-й и 30-й страницей. Поворотное событие символизирует начало второго акта.

Второй акт это основная часть сценария, которая обычно занимает 40-60 страниц (если речь о стандартном 120 страничном сценарии). Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Напряжение нарастает, давление обстоятельств и антигероя (если он конечно есть) на главного героя постоянно усиливается.

В конце второго акта нас поджидает второе поворотное событие, которое снова меняет направление развития сюжета, направляя его в третью часть. Второе поворотное событие выполняет те же функции, что и первое, но оно имеет и еще одну - ускоряет действие. Оно  делает третью часть более интенсивной и напряженной, “подталкивая” историю к развязке.

Иногда роль второго поворотного события выполняет прием, названный “бомбой с часовым механизмом” – это крайне ограниченный запас времени, который отводится герою на решение проблемы. Это может быть обратный отсчет, стартовавшая ядерная ракета, которая через 10 минут упадет на город или же в прямом смысле бомба с включенным циферблатом.

Часто второе поворотное событие содержит в себе два момента действия: вначале - полнейшая безнадежность ситуации, после чего вдруг появляется выход и возможность решения проблемы.

Третий акт обычно занимает последние 25-35 страниц. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории. В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.

Mid-point

Понятие “mid-point”  означает поворотную точку в середине фильма. Этот прием иногда используется авторами, чтобы изменить динамику фильма и атмосферу, поставив в героев в более трудное положение. Например, во втором “Терминаторе” это решение Сары Коннор убить Дайсона после чего фильм о бегстве превращается в фильм об изменении судьбы. В четвертом эпизоде “Звездных войн” это момент прибытия Тысячелетнего сокола к взорванному Альдерану, когда квест с доставкой R2D2 к повстанцам внезапно превращается в миссию по освобождению принцессы Лейи со Звезды смерти.

Четвертый акт

Иногда можно встретить термин “четвертый акт”. Так порой называют ту часть действия, которая разворачивается после приема под названием  “ложный финал” - зло вроде бы побеждено, герои обнимаются и празднуют, зрители встают с кресел … но нет, все самое крутое еще впереди.

Речь идет не просто о финальном “БУ!” “мертвого” маньяка, а о полноценном эпизоде. Классический пример – все что следует после взрыва Ностромо в “Чужом”. Или же сцена после подрыва бензовоза в первом Терминаторе. Собственно, в сценарии это описывается следующим образом:
Они обнимаются, а их силуэты вырисовываются на фоне убывающего пламени.
Это должен был быть замечательный финальный кадр.
Но... ИЗ ОГНЯ ЗА НИМИ ВЫХОДИТ ТЕРМИНАТОР


Пример трехактной структуры сценария


В качестве примера фильма, где успешно используются все эти приемы рассмотрим сценарий моего любимого фильма “Чужие”. Вообще, почти все сценарии Кэмерона тем и хорошо, что они отлично структурированы, разбиты на четкие понятные фрагменты и работают как точно смазанный механизм. Может быть поэтому его фильмы пользуются такой популярностью?

→Первый акт: капсулу с Рипли находят, по итогам разбирательства ее лишают лицензии пилота.
→Первое поворотное событие, запускающее второй акт: потеря связи с колонией. Рипли вынуждена решить, лететь ли ей с морпехами или остаться.
→Mid-point: катастрофа челнока и невозможность героев убраться с планеты. Кино о  поиске монстров превращается в кино об обороне от них и поисках спасения.
→Второе поворотное событие, запускающее третий акт:  чужие хватают Ньют и Рипли решает отправиться ее спасать.
→“Бомба с часовым механизмом” в третьем акте:  17 минут, которые есть у Рипли до взрыва реактора.
→“Четвертый акт”: выясняется что королева Чужих смогла проникнуть на корабль, после чего наступает схватка двух матерей, после чего история наконец заканчивается.

Критика трехактной структуры

Как известно, некоторые агенты и продюсеры не читают сценарии, авторы которых пытаются изобрести велосипед и придумать свои альтернативные сценарный структуры. Потому не удивительно, что трехактная схема стала объектом критики некоторых авторов, считающих что она душит инновации.

Но стоит отметить, что все вышеперечисленное все же не аксиома. Никто не обязует автора обязательно использовать все эти приемы – это всего лишь схема, чье предназначение упростить работу.

Есть сценарии где первый акт заканчивается на 60 и даже 80-й странице. Есть экспериментальные и арт-хаусные фильмы. Существуют и вполне себе мэйнстримные фильмы, где трехактная структура может быть слабо выражена или вообще может не читаться - особенно если речь идет о лентах с нелинейным повествованием вроде того же “Помни”.

Но как бы то ни было, большинство профессиональных работ все же создается и будет создаваться в рамках трехактной структуры – уж слишком логична и проверена схема “завязка-развитие-развязка”. А это значит, что многие их сильные и слабые стороны будут вытекать из того, насколько хорошо автор сумел или не сумел воспользоваться ее преимуществами, создавая свою работу.



Пока что все. Со временем я буду вносить сюда дополнения и корректировки, а ссылка на это F.A.Q будет в верхнем посте. Если у кого-то возникают вопросы или замечания по каким-то вопросам или терминологии, то можете смело писать в комментариях.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments