alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Обзор №62. Часть 1

62
Начинаем прощаться с 2016-ым. Первая часть финального обзора. Вторая часть - уже сегодня вечером.


Смерть господина Лазареску (Moartea domnului Lazarescu, 2005)
Совершенно потрясающее румынское кино. Вы может не в курсе, но сейчас в кинематографических кругах нехилая мода на фильмы производства этой страны. Наград на престижных фестивалях они получают не то, чтобы много, но постоянно ходят в числе номинантов. Такие люди, как Раду Жуде, Кристиан Мунджиу, Кристи Пую, Кристиан Немеску, Саболч Хайду составили целую коалицию перспективных режиссёров, которая заставляет критиков всего мира только в положительном ключе отзываться о современном румынском кинопроме. А с этого фильма, должно быть, всё только начиналось. Второй полный метр Пую, лауреат Каннского кинофестиваля. В чём-то сатирическое, но в общем очень тяжёлое бытовое кино о современном обществе. Главная тема – беспредел в системе медицины. Я почти уверен, что такое кино могло появиться в каком угодно государстве Восточной Европы, потому что проблемы у всех одинаковые. Но сняли румыны. Потому что умеют, практикуют. На съёмочной площадке работали два оператора – один профессионально при помощи штативов и других примочек снимал общие планы, а второй совершал ручную съёмку. Оттого камера периодически серьёзно дёргается, но отвлекает это от сюжета буквально первые 5 минут – быстро привыкаешь. А дальше – 145 минут бюрократии, унижения и атмосферы уходящей жизни. Редко так бывает – смотреть тяжело, но при этом приятно.
Оценка: 9 из 10.

Беспредел (1989)
Узнал об этом фильме из одного забавного ВК-паблика: в нём подкованные на воровской лексикон ребята задают смешные загадки.
Например:
*фото кота, спящего на лотке*
Вечер в хату, часик в радость, бродяги! Прихожу домой и наблюдаю такую картину, кот добровольно на параше гнездится, вроде порядочно вёл себя, а тут…
Прошу блаткомитет рассудить, как быть то с ним??? Пробить ему миску и не гладить больше? Кот теперь неприкасаемый? Сегодня кот, а завтра мент?

И всё в таком духе.

Герои фильма – типа идолов паблика, с них всё началось. Я сначала подумал – какой-то трэш небось. Увидел оценку на КП – офигел. Я обычно не интересуюсь до просмотра, но тут не удержался. Почти 8. Ну и в компании друзей посмотрели. Не знаю, что увидели они, а я запечатлел очень красиво снятый фильм на мерзейшую тематику. Лозунг гласит: “Зона – это проверка на прочность”. Лучше не скажешь. На примере одной среднестатистической тюрьмы режиссёр Игорь Гостев показал целую иерархию отношений, эдакое государство в миниатюре. Какое государство? Догадайтесь сами, 1989 год на дворе. Это мог бы быть вполне проходной фильм с массой блатных словечек, брани и насилия, но благодаря восхитительной работе оператора и знаменитых актёров (Ташков, Мохов, Гармаш, Дуров, Жигалов, Павлов) получилось настоящее кино. Да и к сценарию тоже минимум вопросов, напряжение до финальной сцены. В общем, подписываюсь – заслуженно культовый фильм.
Оценка: 7 из 10.

Шёпоты и крики (Viskningar och rop, 1972)
Тот случай, когда любое моё слово может воспринято ценителями в штыки. Против этого фильма у меня нет особо аргументов, которые я бы мог преподнести на блюдечке с каёмочкой. Постановочных или каких-то ещё. Это просто не моё кино и видимо не мой режиссёр. АЛЕКС, КАК ТЫ ТАК МОЖЕШЬ ГОВОРИТЬ О ВЕЛИКОМ БЕРГМАНЕ?! Ну, извините, пока так. У меня в жизни была ситуация, когда я видел, как мой близкий человек постепенно угасает, и это должно было сроднить меня с героями Бергмана, но этого не произошло. Первая половина – сплошное разочарование и постоянные зевки. Вторая, в которой психоанализ стал обращаться в мимику и жёсткие разговоры между сёстрами, поинтереснее. Нельзя не отметить виртуозную работу оператора и интереснейшую цветовую гамму, которой оперирует режиссёр. Если в начале фильма основной цвет – белый, наравне с мягким красным, то ближе к кульминации – чёрный с бордовым. Послевкусия же никакого. Не могу поставить положительную оценку только за визуальные решения.
Оценка: 5 из 10.

Завтрак у папы (2015)
Милейшее кино, в котором маленькая девочка переигрывает всех взрослых. Зовут её Луиза-Габриэла Бровина. 13 лет и на данный момент 32 роли в фильмах и сериалах. Новая звезда растёт, не иначе. Не застрять бы только в образе обаятельного подростка, как когда-то застрял Маколей Калкин. Здесь она играет дочку, которая устраивает коварный план, чтобы помирить мамку с папкой. Те не виделись 10 лет (собственно, с момента зачатия малой), однако работают в одной сфере (реклама) и встречаются на конференции. Мило, забавно, одноразово. Всё по голливудским канонам. Если б не девочка – был бы полный шлак, а так – даже не пожалел, что посмотрел.
Оценка: 5 из 10.

Вкус вишни (Ta'm e guilass, 1997)
Отставить все разговоры о том, что красивое кино можно снять только на подходящую тему! Все включайте “Вкус вишни” и убедитесь в обратном. Фильм, в котором главный герой ездит 80 процентов повествования по пустыне с целью найти помощника для самоубийства, просто невероятно красив. Статичный кадр или же динамичный, здесь всё работает. Только камера покидает пределы салона автомобиля, оператор пускается “во все тяжкие”. Любая травинка, лужица, дерево или просто земля, которую экскаватор небрежно высыпает вниз с горы – всё дышит и буквально живёт в кадре. “Раз люди не хотят жить, я сделаю живой природу”, – так наверняка думал Аббас Киаростами, когда снимал “Вкус вишни”. Есть такое кино, которое заставляет тебя переосмыслить всё то, что ты видел до момента, пока не увидел его. За все предыдущие обзоры 2016-го года у меня такого не было. А в этот раз – аж дважды. О втором вечером.
Светлая память иранскому творцу. Это первый его фильм, который я посмотрел. Точно не последний.
Оценка: 8 из 10.

Страсти Жанны Д’Арк (La passion de Jeanne d'Arc, 1928)
Знаменитый фильм Карла Теодора Дрейера, в котором он представил годичный суд над Жанной Д’Арк как события одного дня. Актриса Мария Фальконетти подарила миру один из самых ярких образов в истории кинематографа вообще, но при этом едва не свихнулась от совместной работы с датчанином и больше никогда не играла в кино. Нет никакого смысла анализировать этот фильм в отрыве от личностей Дрейера и Фальконетти. Сначала о первом. Картина намеренно лишена дальних планов, средние тоже минимизированы. Всё построено на крупных. Не припомню, чтоб я ещё где-то такое видел. Даже “Китайский кофе” и “Интервью”, в которых вроде как одна комната, и снимать кроме лиц главных героев фактически нечего, и то не были так начинены профилями героев буквально на весь экран. А тут процентов 90: лицо Жанны – лицо мучителя – лицо Жанны – лицо другого мучителя – лицо Жанны – ещё один ирод… Производит впечатление. Очень неуютно смотреть, но при этом не хочется отворачиваться, чтобы не упустить деталей (фильм, понятное дело, немой). Даже когда события фильма вышли за пределы церкви, Дрейер так и норовит зацепить крупным планом убегающих с площади людей. Чудовищное действо избиения почём зря крестьян на фоне горящей плоти, кстати, та ещё развязка. Ну а о Фальконетти ничего нового, чего бы вы не знали, я сказать не смогу. Тот случай, когда не получается работу актёра назвать просто “актёрской игрой”. Это роль всей её жизни. По пролитым слезам в кадре она бы на века заняла место в Книге рекордов Гиннесса.
Оценка: 7 из 10.

Воспоминания об убийстве (Salinui chueok, 2003)
Фееричный южнокорейский детектив. В центре истории – трио полицейских (двое из провинции, один приехал помочь из столицы) и серийный убийца, которого они не могут посадить в тюрьму. Кроме основной сюжетной линии – фактически никаких ответвлений. Никакой романтики, лирики, мистики или готики. Чистая бытовуха. С таким сюжетом можно было снять по-разному, но азиаты снимают так, что ни с чем не спутаешь. Очень понравилась постановка боевых сцен, не верится что в кадре обычные актёры, а не каскадёры. Прыгают друг на друга и бьют с двух ног в солнечное сплетение – это надо видеть! Саспенса просто море, напряжение можно кушать большооой такой ложкой. Но самый цимес в кульминации, когда мы видим, как это дело потрепало всех, кто к нему причастен. Как внешне, так и внутренне. Очень понравилось.
Оценка: 8 из 10.

Слуга (The Servant, 1963)
И рад бы был поставить больше, но меня вывела из колеи концовка. Я двое суток ходил, почёсывая репку, чтобы в ней разобраться. Даже написал паре киноманов с надеждой получить у них разъяснения, однако это далеко не “Бойцовский клуб”, и мелкие детали сюжета выветрились у людей, которые смотрели фильм несколько лет назад. В итоге снизил оценку на балл.
Фильм рассказывает старую как мир историю – о том, что талантливые мошенники и шарлатаны становятся паразитами высшего класса. Историю слуги в великолепном исполнении Дирка Богарда можно адаптировать под что угодно – хоть под реальных людей, хоть под государство. Пришёл в новый дом с поддельными рекомендациями – втёрся в доверие – привёл за собой новых людей – постепенно вытеснил с их помощью старых хозяев – сам стал хозяином. В схеме можно менять слагаемые, сумма не изменится. Три первые стадии смотрятся в фильме довольно скромно, зритель больше узнаёт о характере слуге по тем немногим эпизодам, когда он покидает дом. Но зато последние две – это круговорот эмоций и почти сюр. Совершенно непонятно, в какой именно момент хозяин перестаёт быть таковым. И только дурак не поймёт, что режиссёр Джозеф Лоузи ведёт речь совсем не о доме и квадратах земли. Хорошее кино, полное чисто кинематографических фишек.
Оценка: 7 из 10.

Сомния (Before I Wake, 2016)
Завидую людям, которые по трейлеру могут определить уровень паршивости грядущего фильма ужасов. Мне вот совсем не дано. И так смотрю редко, выбираю тщательно, а всё равно мимо кассы. Этот обратил на себя внимание прежде всего Джейкобом Тремблэ в касте. После “Комнаты” не хочу пропускать фильмов с ним, мне кажется он вырастет в топ-актёра (хотя загадывать рано). Как оказалось, даже такой малец понимает, что никакая актёрская игра не вытащит такой гавняный сценарий. Тремблэ не порадовал, впрочем, как и все взрослые. Убивают такие моменты, когда ночью по квартире бегают дохлые детишки, потом попадаются на глаза маме-папе, растворяются в воздухе, а сюжет бежит дальше. То есть на следующее утро – никаких обсуждений, никаких выводов. Ну пробежался по хате мертвячок, ну с кем не бывает. А ещё “порадовала” кульминация, а точнее – её отсутствие. Фильм вступает в свою финальную фазу без видимых причин, мгновенно. Вся мистика, которую нам показали до, просто испаряется в вакууме. ЧуднО.
Оценка: 4 из 10.

Цирк (The Circus, 1928)
Имя Чарльза Чаплина в титрах – это признак качества. Ни одного плохого фильма, к которому он причастен, я ещё не видел. Взять бы их и посмотреть все разом за недельку-две – очень сомневаюсь, что поставлю какому-то ниже 7. Но нет, это не мой подход, я буду тянуть. Система: ждём подходящего настроения – смотрим фильм Чаплина – заряжаемся позитивом, бодростью и умилением на неделю вперёд. Работает всегда. В рамках обзора что-то внятное сказать не могу. Кроме одной вещи – в фильме есть эпизод, в котором душа Чарли выходит из его тела. Метафора на современную тему ожидание/реальность. Снято это просто невероятно, дух захватывает. Ёлки-палки, в двадцать восьмом году! Сдаётся мне этот приём, который сейчас используют все подряд, был продемонстрирован в “Цирке” впервые. В общем, если вы случайно обошли фильм стороной – исправляйтесь. Если не случайно – моё громкое фи вам.
Оценка: 9 из 10.

Девять жизней (Nine Lives, 2016)
Знаете, о чём я думал большую часть фильма? О том, что Робби Амелл чертовски похож на Стивена Амелла. При том, что они не родные братья. Только появится на экране – ба, вот это да. О том, что Робби здесь лишь на втором плане, и фильм вообще добрый и светлый, я вспоминал лишь эпизодически. Очень нудно и предсказуемо. Практически не смешно. Кое-как спасает ситуацию лоли Малина Вайсман – очень приятная девушка и играет недурно. Что же здесь делают Кевин Спейси, Кристофер Уокен и Дженнифер Гарнер, я так и не понял. Если вам после трейлера показалось, что вы могли бы написать такой сценарий за полчаса – вы совершенно правы.
Оценка: 5 из 10.
Tags: Обзор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments